Кредитная экспансия. Кредитная экспансия и её границы Что такое политика кредитной экспансии

Кредитная экспансия

Кредитная экспансия

Кредитная экспансия - интенсивное расширение кредитных операций банков с целью извлечения дополнительной прибыли.

По-английски: Credit expansion

См. также: Кредитные операции

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Кредитная экспансия" в других словарях:

    Кредитная экспансия - (Credit expansion) — стимулирование кредитных операций путем снижения процентных ставок, выделения льготных кредитов и другие подобные меры, предпринимаемые (при некоторых обстоятельствах), — для подъема экономики … Экономико-математический словарь

    кредитная экспансия - Стимулирование кредитных операций путем снижения процентных ставок, выделения льготных кредитов и другие подобные меры, предпринимаемые (при некоторых обстоятельствах), для подъема экономики. Тематики экономика EN… … Справочник технического переводчика

    КРЕДИТНАЯ ЭКСПАНСИЯ - (англ. credit expansion) – распространение, интенсивное расширение кредитных сделок и операций банков с целью извлечения прибыли. Основная цель К.э. – борьба за наиболее выгодные рынки, источники сырья, сферы приложения капитала. Внешняя К.э.… …

    Кредитная экспансия Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    Кредитная экспансия - стимулирование кредитных операций банков (политика “дешевых денег”) в расчете на то, что кредитование будет способствовать хозяйственному оживлению и росту производства … Словарь экономических терминов и иностранных слов

    - (domestic credit expansion) Часть прироста денежной массы в обращении, не обусловленная избытком платежного баланса. Рост денежной массы в обращении может происходить за счет избытка платежного баланса, полученного либо по текущему счету, либо по … Экономический словарь

    КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА - (англ. credit policy) – совокупность мероприятий по управлению объемами кредитов и уровнем процентных ставок, регулированию рынка ссудного капитала. К.п. – составная часть экономич. политики гос ва, направленной на регулирование экономич. роста… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Англ. credit expansion интенсивное расширение кредитных операций банков с целью извлечения прибыли. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЭКСПАНСИЯ, КРЕДИТНАЯ - интенсивное расширение кредитных операций банков с целью извлечения прибыли … Большой экономический словарь

    Денежно-кредитная политика - (Monetary policy) Понятие денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Информация о понятии денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Кредитная экспансия и управление кредитом. Учебное пособие
  • Кредитная экспансия и управление кредитом: учебное пособие , Ларионова Ирина Владимировна, Лаврушин Олег Иванович, Валенцева Наталья Игоревна. Содержит широкий анализ современных явлений в области кредитования. Кредитная экспансия раскрыта с позиции анализа ее природы, многообразия форм проявления, индикаторов оценки, а также с…

Экспансия кредитная Распространение, интенсивное расширение кредитных сделок и операций банков с целью извлечения прибыли. (Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой.-М., 2002)
Основная цель кредитной экспансии - борьба за наиболее выгодные рынки, источники сырья, сферы приложения капитала. (Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой.-М., 2002)
Кредитная экспансия осуществляется внутри страны посредством воздействия на экономику основными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка. Кредитная экспансия включает снижение учетной ставки центрального банка (ставки рефинансирования), снижение процентных ставок по ломбардным кредитам, изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в центральном банке (или их отмену), покупку ценных бумаг на открытом рынке, расширение покупок у коммерческих банков иностранной валюты, снижение процентной ставки по этим операциям, отмену количественных ограничений на кредиты. Создание благоприятных условий для коммерческих банков расширяет возможности для капиталовложений в экономику и способствует наводнению финансового рынка дешевыми платежными средствами. Однако кредитная экспансия не всегда приводит к оживлению экономики. При неблагоприятной конъюнктуре коммерческие банки часто не увеличивают свои вложения в реальный сектор экономики, а используют их на рынке ценных бумаг для приобретения финансовых активов, например, государственных ценных бумаг. В связи с этим стимулирующим моментом в деятельности государства по привлечению дополнительных кредитных ресурсов в экономику является снижение доходности по государственным ценным бумагам. (Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.-М., 2002)

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики — поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

  • политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;
  • политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные.

Общие (косвенные) методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: регулирование официальной процентной ставки (ставки рефинансирования), управление обязательными резервами, операции на открытом рынке с ценными бумагами.

Селективные (прямые) методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики. До 70-х годов XX в. абсолютное большинство центральных банков промышленно развитых стран придерживались применения прямых инструментов, а с 80-х годов в денежно-кредитной политике преобладают косвенные инструменты.

Разработку ДКП как составной части национальной макроэкономической политики осуществляет Банк России. Этот процесс организован следующим образом:

  • Банк России разрабатывает проект ДКП и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;
  • Национальный банковский совет дает по проекту заключение;
  • Банк России уточняет проект по рекомендациям Национального банковского совета и представляет его Президенту РФ и Правительству РФ;
  • до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.

Основные направления единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ. основные ориентиры, параметры и инструменты единой ДКП. Реализация утвержденной ДКП возложена на Банк России.

Особенность советской банковской практики заключалась в жестком разграничении наличного и безналичного денежного оборота. Понятие «денежная эмиссия» применялось преимущественно к выпуску наличных денег в обращение. До 1988 г. эмиссионный процесс концентрировался в Госбанке СССР, поскольку

Стройбанк осуществлял кредитные вложения за счет бюджетных источников, а эмиссия Внешэкономбанка была незначительной. Создание системы специализированных банков поставило их в положение главных эмитентов денег, т.е. процесс денежной эмиссии стал децентрализованным. Дальнейшее реформирование кредитной системы, создание сети коммерческих банков и единого эмиссионного ЦБ РФ привело к изменениям в методах денежно-кредитного регулирования.

До начала 90-х годов денежная масса не рассматривалась как целостный объект регулирования. Главный объект регулирования — наличные деньги в обращении. Другим объектом служила величина кредитных вложений (безналичные деньги, эмитированные в оборот банковской системой). Процессы управления этими показателями были обособлены. Планируемый объем наличных денег устанавливался в кассовом плане Госбанка СССР, размер кредитных вложений определялся в сводном кредитном плане.

С созданием в 1988 г. системы специализированных банков сводный кредитный план стал составляться на базе расчетов кредитных планов специализированных банков. При этом ресурсы кредитования планировались по отдельным источникам, а кредиты — общими суммами на краткосрочные и долгосрочные цели. Изменилась кредитная политика. Если до 1988 г. расширение кредитования экономики рассматривалось как положительная тенденция, то в 1988 г. кредитное планирование ориентируется на ресурсосбережение. Таким образом, традицией для банковской практики было наличие чрезмерно централизованной системы управления кредитными ресурсами, нарушение качественного единства денежной массы как объекта управления, что стало впоследствии одним из факторов инфляции.

Создание системы самостоятельных коммерческих банков привело к дальнейшей децентрализации кредитных ресурсов. Принципиально изменились и методы денежно-кредитного регулирования. В основе направлений денежно-кредитной политики лежат такие макроэкономические показатели, как общий рост производства, индексы цен и инфляции, коэффициент занятости, состояние платежного баланса страны. Использование традиционных инструментов денежно-кредитного регулирования должно позволить государству воздействовать на объем и структуру кредитных вложений в экономику, влиять на все важнейшие показатели экономического роста.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Методы контроля и регулирования денежной массы включают:

  • установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
  • определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование банков и кредиты правительству;
  • валютные интервенции;
  • операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
  • установление целевых ориентиров роста денежной массы;
  • количественные кредитные ограничения;
  • эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Официальная процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

  • ставка учетного процента — условия, на которых ЦБ РФ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, так как векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы — эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету — редисконтированием;
  • процентная ставка по ломбардным операциям — кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае — не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Значение этого инструмента состоит в следующем:

  • регулируя уровень процентных ставок по своим операциям, ЦБ РФ влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;
  • официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклоняться от рыночной в ту или иную сторону.

В отечественной практике официальная ставка ЦБ РФ как метод денежно-кредитного регулирования начала использоваться с 1988 г. одновременное началом децентрализации банковской системы. Но поскольку отсутствовал механизм коммерческого кредитования и, следовательно, обращение коммерческих векселей, не был развит рынок ценных бумаг, базовой стала процентная ставка по прямым кредитам коммерческим банкам.

Ставка рефинансирования — это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Реформирование банковской системы, развитие межбанковского кредитного рынка, самостоятельность банков в проведении кредитной политики привели к отказу от административных методов регулирования процентных ставок. Развитие рынка ценных бумаги вексельного обращения позволили расширить понятие официальной процентной ставки в российской практике денежно-кредитного регулирования. В частности, в новом законодательстве о Банке России зафиксировано, что под рефинансированием коммерческих банков понимаются как прямые кредиты, так и учет и переучет векселей. К инструментам денежно-кре- дитного регулирования отнесены и процентные ставки по операциям Банка России, в том числе по краткосрочным кредитам под обеспечение ценными бумагами. Списки ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов, определяются Советом директоров Банка России.

Центральным банком РФ разработан порядок представления переучетных и ломбардных кредитов. Переучетный кредит - это предоставление Банком России кредита коммерческому банку путем покупки у него векселей предприятий-поставщиков по установленной ставке переучетного кредита. Кредит предоставляется на основании договора о вексельном кредитовании, заключенного с коммерческим банком. Требования к векселям, предъявленным к переучету, состоят в следующем:

  • это должны быть простые векселя предприятий-поставщиков, составленные по единой форме;
  • вексельная сумма (номинал векселя) должен быть не менее 100 млн руб.;
  • векселями должны быть платежеспособные предприятия, имеющие расчетный счет в данном коммерческом банке;
  • вексель должен быть выписан под реально произведенную отгрузку товаров или оказание услуг, т.е. должен быть товарным. По требованию Банка России коммерческий банк должен представлять информацию о товарной основе векселя: договор поставки продукции, оказания услуг, отгрузочные документы. Цель данного условия состоит в ограничении возможности эмиссии денег под финансовые долговые обязательства, во взаимосвязи эмиссии кредитных денег и потребностей товарооборота.

Кредиты предоставляются на условиях обратного выкупа векселей. Срок, на который Банк России покупает векселя у коммерческих банков, составляет от 10 до 90 дней. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее чем за два рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.

С 1996 г. Банк России предоставляет коммерческим банкам ломбардные кредиты в целях регулирования их ликвидности. Ломбардный кредит предоставляется под залог государственных ценных бумаг в двух вариантах:

  • путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке;
  • через проведение аукциона заявок банков но сложившейся на аукционе ставке отсечения.

Кредит предоставляется банком на срок до 30 календарных дней. Банк России обеспечивает учет ценных бумаг, принимаемых в залог в качестве обеспечения ломбардного кредита в специальном депозитарии (депозитарий — это специальная организация, обеспечивающая хранение ценных бумаг и учет прав собственности на них). Ценные бумаги, передаваемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:

  • они должны быть государственными ценными бумагами, включенными в ломбардный список Банка России;
  • должны принадлежать банку, испрашивающему кредит, на праве собственности и не могут быть обременены другими обязательствами банка;
  • должны иметь срок погашения не ранее чем через 10 дней после наступления срока погашения ломбардного кредита.

Испрашиваемая банком сумма ломбардного кредита (в том числе и процента за весь срок кредитования) не должна превышать рыночную цену заложенных ценных бумаг, сложившуюся на момент предоставления кредита. При этом учитывается риск изменения рыночных цен. Для этого используется специальный поправочный коэффициент, устанавливаемый Банком России. Проверка достаточности обеспечения ломбардных кредитов проводится при рассмотрении заявления банка на получение кредита.

Рыночная стоимость ценных бумаг определяется на основе биржевой информации на соответствующую дату. Если банк не исполняет обязательства по погашению кредита, то заложенные ценные бумаги реализуются по сложившимся рыночным ценам. Если выручки от реализации недостаточно, то разница взыскивается с банка-заемщика по мере поступления денежных средств на его корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре Банка России.

Важной особенностью процесса регулирования ставок процента в экономике является использование косвенных методов воздействия. Влияние Банка России на уровень ставок процента осуществляется путем регулирования денежного предложения. Ставка рефинансирования (в любом из ее вариантов) является лишь ориентиром для определения ставок по операциям коммерческих банков.

Резервные требования. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Исторически отчисления в централизованный фонд возникли как добровольные взносы и служили страховым резервом банковской системы. Впервые резервы как обязательные вклады банков были использованы в США в 1863 г. задолго до создания Федеральной резервной системы. В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкладов. Резервы депонировались на счетах самих банков. Для кредитных организаций других 16 крупных городов

США действовали такие же резервные требования. Половину из них региональные банки должны были хранить на счетах в ныо- йоркских банках. Для других банков норма резервирования составляла 15%. Требования резервирования были распространения на все банки США в 1913 г. с созданием Федеральной резервной системы. До Первой мировой войны функции обязательных резервов состояли из обеспечения ликвидности банков и сохранности депозитов. Впоследствии определяющим стало значение обязательных резервов как инструмента денежно-кредитного регулирования.

Резервные требования выполняют несколько функций, среди которых главными являются следующие:

денежный буфер - в случае резкого дефицита ликвидности на межбанковском рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх. Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание, центральный банк снижает резервный коэффициент и тем самым обеспечивает банкам дополнительный приток денежных средств. Кроме того, усреднение резервов позволяет банкам получать доступ к ресурсам в случае их экстренной нехватки. Манипулирование нормой резервирования позволяет обеспечить своеобразный буфер, смягчающий конъюнктуру денежного рынка. Наиболее активно буферную функцию используют в промышленно развитых странах;

управление ликвидностью - резервные обязательства выступают одной из главных детерминант денежной позиции коммерческих банков и спроса на заемные резервы центрального банка. Изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде;

регулирование денежного предложении - обязательные резервы играют роль ограничителя кредитной эмиссии банков. Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а сокращение резервного коэффициента, соответственно, ее снижает. Тем самым посредством резервных требований центральный банк может регулировать предложение денег в экономике. В настоящее время промышленно развитые страны не используют эту функцию резервных требований, однако ее активно продолжают эксплуатировать развивающиеся страны;

налогообложение - резервные требования представляют собой некоторый аналог налога на банки. Принудительное привлечение центральным банком дешевых ресурсов позволяет извлекать ему доход монопольного характера. Иными словами, резервные обязательства являются источником сеньоража государства;

второстепенные регулирующие функции - в ряде случаев резервные требования выполняют функции, нехарактерные для большинства центральных банков. Например, они могут играть пруденциальную роль, использоваться как средство страхования депозитов и регулирования международного потока капитала.

В настоящее время резервные требования в промышленно развитых странах используются для краткосрочного управления ликвидностью финансового сектора. Резервные требования, определяемые на основе усреднения суммы банковских вкладов за определенный промежуток времени, могут изменить ежедневную стабильность процентных ставок. Усреднение резервов позволяет банкам получать автоматический доступ к денежным средствам на счетах в центральном банке на ежедневной основе до тех пор, пока средний уровень резервов за отчетный период равняется резервным требованиям.

Применение этого инструмента денежно-кредитного регулирования основано на нескольких правилах:

  • норматив обязательных резервов находится на минимальном уровне, необходимом для эффективной реализации денежно-кредитной политики;
  • резервные требования не применяются к межбанковским депозитам во избежание их двойного налогообложения и препятствия в развитии межбанковского денежного рынка;
  • обязательные резервы равномерно распространяются на все виды кредитных учреждений и обязательств, чтобы исключить возможность проведения арбитражных операций;
  • государственные ценные бумаги не рассматриваются как часть резервов во избежание неэффективного применения операций на открытом рынке.

Центральные банки многих стран в течение 90-х годов XX в. снижали или полностью отказывались от резервных требований. Тем не менее многие центральные банки сохраняют резервные требования, поскольку резервирование обеспечивает прямой и качественный контроль над предложением денег.

В России впервые резервные требования используются в качестве инструмента регулирования с появлением в кредитной системе коммерческих структур. В фонд регулирования кредитных ресурсов подлежали зачислению минимальные резервы вновь созданных акционерных (паевых, кооперативных) банков. Величина остатков средств, подлежащих резервированию, определялась в соответствии с нормативами ЦБ РФ, устанавливаемыми в процентах к объему привлеченных банками средств.

За период действия данного инструмента в банковской системе требования к минимальным резервам менялись неоднократно. Резервный фонд банковской системы РФ был создан вапреле 1991 г., норма резервирования была установлена на уровне 2%, отсутствовала дифференциация норм в зависимости от характера привлеченных банками ресурсов. С января 1992 г. размер обязательных резервов был повышен до 10%, а в апреле впервые были введены дифференцированные нормы резервирования: 20% — по депозитам до востребования и 15% — по срочным депозитам.

С марта 1996 г. впервые в отечественной банковской практике были введены дифференцированные нормы резервирования:

  • по счетам до востребования и срочным депозитам до 30 дней — 18%;
  • по срочным депозитам от 31 до 90 дней — 14%;
  • по срочным депозитам более 90 дней — 10%;
  • по валютным счетам — 1,25%.

В законе о ЦБ РФ определен верхний предел резервных требований (20%), предусмотрена возможность дифференциации резервных требований для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России. С января 2000 г. действуют следующие нормы обязательных резервов:

  • по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — 10%;
  • по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ — 7%.

Изменение уровня обязательных резервов — наиболее действенный инструмент денежно-кредитного регулирования, поскольку непосредственно воздействует на депозитную базу банков.

Операции на открытом рынке ценных бумаг

Операции на открытом рынке ценных бумаг заключаются в покупке или продаже ЦБ РФ ценных бумаг. Метод используется для сокращения или увеличения депозитной базы коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг. Основной объем таких операций проводится на вторичном рынке ценных бумаг. Объектом операций выступают рыночные ценные бумаги: государственные долговые обязательства, бумаги крупнейших национальных корпораций и банков. По техническим процедурам проведения может быть составлена классификация операций на открытом рынке (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Типология операций на открытом рынке ценных бумаг

В промышленно развитых стран операции на открытом рынке выступают главным инструментом денежно-кредитной политики. Если ценные бумаги продаются ЦБ РФ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Цель — привлечение банков как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов со ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ РФ. Он покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.

Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

  • низкий кредитный риск;
  • высокая ликвидность;
  • обращение на организованном рынке.

Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно ГКО — ОФЗ, а также собственные облигации. Наибольший интерес представляет классификация операций по условиям сделок. В их составе наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО (REPO, RP — repurchase agreement) — соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ РФ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Коммерческие банки обязуются через определенное время осуществить обратную сделку. Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:

  • цена покупки;
  • цена обратной продажи;
  • временной лаг (промежуток времени) между прямой и обратной сделками.

С целью сделать операцию привлекательной для коммерческих банков ЦБ РФ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи, т.е. со скидкой. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели, 2-6 месяцев). В мировой практике сделки РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей ДКП.

Рефинансирование кредитных организаций

Рефинансирование коммерческих банков - это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты. Виды кредитов, используемых для рефинансирования коммерческих банков, представлены в табл. 13.1.

Таблица 13.1. Виды кредита для рефинансирования коммерческих банков

Кредит Банка России

Срок кредита

Внутридневной кредит «овердэй» Кредит..овернайт*

В течение операционного дня

1 рабочий день

Ломбардный кредит

Положение Банка России «0 порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг»

От 1 до 30 дней

Окончание табл. 13. /

Кредит Банка России

Основание предоставления кредита

Срок кредита

Положение Банка России «0 порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам»

Переучетный кредит

Положение Банка России «0 проведении Банком России переучетных операций»

От 10 до 90 дней

Кредит банку-сана- тору, осуществляющему мероприятия по санации проблемной кредитной организации

Положение Банка России «0 порядке предоставления Центральным банком РФ кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации-

Кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками

Условия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками, утвержденные решением Совета директоров Банка России

Кредит на поддержание ликвидности

Условия предоставления и погашения кредита Банка России на поддержание ликвидности, утвержденные решением Совета директоров Банка России

От 1,2 мес. до 1 года

Кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка

Условия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка, утвержденные решением Совета директоров Банка России

Стабил изацион ный кредит

Условия предоставления и погашения стабилизационного кредита Банка России, одобренные решением Совета директоров Банка России

Система рефинансирования коммерческих банков по своим функциональным задачам выходит за пределы сугубо прагматических целей денежно-кредитной политики и выступает одним из факторов стимулирования наращивания кредитного потенциала банковской системы России. Несмотря на поступательное развитие банковского сектора, его роль в развитии реального сектора экономики остается недостаточной. Активы банковского сектора по отношению к ВВП составляют только 45%, тогда как в Великобритании, например, около 400%, в Германии — 317%.

Для стимулирования наращивания кредитного потенциала возможно увеличение предоставления ломбардных кредитов за счет расширения ломбардного списка ценных бумаг, снижения процентных ставок по таким кредитам, разработка системы долгосрочного кредитования коммерческих банков с целью расширения проектного кредитования предприятий и возрастания роли банков в модернизации экономики.

Составная часть проводимой Банком России политики регулирования ликвидности кредитных организаций - депозитные операции с кредитными организациями . Цель таких операций — изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Для проведения этих операций используются следующие механизмы:

  • проведение депозитных аукционов;
  • проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента;
  • прием на депозит средств банков, заключивших с ЦБ РФ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» (осуществляется на стандартных условиях, предлагаемых ЦБ РФ);
  • прием на депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Валютные интервенции

Валютные интервенции — это операции Банка России по покупке или продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег, снижения волатильности валютного рынка.

Установление ориентиров роста денежной массы

Таргетирование в широком смысле — это применение доступного спектра экономической политики для ответственного достижения количественных ориентиров целевой переменной. Предметом таргетирования могут выступать валютные курсы, темпы инфляции, денежные агрегаты. Таргетирование денежной массы в настоящее время основано на определении целевых параметров агрегата М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию.

Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения могут применяться ЦБ РФ в исключительных случаях. К ним относятся такие административные методы, как:

  • установление лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств;
  • определение видов обеспечения активных операций;
  • введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам;
  • прямое ограничение кредитной маржи.

В настоящее время прямые количественные ограничения ЦБ РФ не применяются.

Денежно-кредитная политика государства -- это совокупность действий, предпринимаемых государством в области регулирования денежного обращения и кредита.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1. операции на открытом рынке, т. е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения -- приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению -- снижает объем денежной массы);

2. изменения резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);

3. изменения учетной ставки (учетная, или дисконтная политика), т. е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческим банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение -- сокращает).

Кроме этого применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных кейнсианских моделях. Идейные источники монетаризма необходимо искать «в количественной теории денег, на которой основывалась классическая денежная теория»1.

По мнению лидера монетаристов М. Фридмена, денежно-кредитное регулирование оказывает существенное воздействие на цикличность экономических процессов, причем это воздействие проявляется с некоторым временным лагом. Так, колебания денежной массы приводят и к «пикам» цикла, опаздывающим на 16 месяцев, и к кризисам, опоздание которых равняется одному году.

М. Фридмен рекомендует совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, все равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы, причем эмпирически американский ученый пришел к выводу, что оптимальный прирост денег в экономике должен равняться 4 % в год.

Чтобы это правило действовало, считает М. Фридмен, требуется:

1) определить запас денег, к которому оно относится;

2) установить, как должна определяться норма прироста;

3) установить, какие допущения необходимо сделать для внутригодовых или сезонных изменений.

Одной из причин кризиса в казахстанской экономике начала 90-х гг. многие авторы считают попытки импорта на казахстанскую почву некоторых монетаристских построений, например, жесткой денежно-кредитной политики, направленной на борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом. Однако сторонники реализации данной модели в Казахстане не учли отсутствие конгруэнтности западной и национальной экономики с ее специфическими региональными, отраслевыми и технологическими особенностями.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают:

1) кредитная экспансия (политика дешевых денег) -- политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;

2) кредитная рестрикция (политика дорогих денег) -- ограничение эмиссии и кредитования.

1. Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы. Центральный банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учетную ставку процента (или ставка рефинансирования, т. е. ставка, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:

1) росту денежного предложения;

2) падению процентных ставок коммерческих банков;

3) росту инвестиционных расходов предприятий;

4) увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

1) сокращение спроса на национальную валюту за границей;

2) обесценение национальной валюты;

3) увеличение чистого экспорта.

2. Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учетную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объем инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной экспансии и рестрикции зависит от следующих составляющих:

а) от быстроты принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

б) изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно кредитной политики вообще можно считать1:

1. увеличение реального ВВП;

2. снижение уровня безработицы;

3. стабилизацию цен;

4. достижение устойчивости платежного баланса.

В современной науке и практике понятие «экспансия» получило широкое распространение. Согласно Большой советской энциклопедии «экспансия» происходит от латинского expansio и означает расширение, распространение. С экономической точки зрения считается, что экспансия - это расширение сферы экономического влияния, экономического действия страны, концерна, фирмы, политических объединений, групп, государств посредством вытеснения других стран, фирм, захвата рынков, приобретения ресурсных источников экономическими методами (например, вывоз капитала) 1 .

В литературе о денежно-кредитных отношениях кредитная экспансия трактуется как разновидность экономической экспансии, ее содержание также связывается с расширением. Истоки подобного подхода можно встретить еще у виднейшего представителя австрийской экономической школы Людвига фон Мизеса, который считал, что кредитная экспансия и расширение кредита являются синонимами . В последующем определение кредитной экспансии как

«интенсивное расширение кредитных сделок и операций банков» перешло и в современную справочную литературу 1 .

Кредитная экспансия как экономический процесс не является случайной, она выступает как выражение закономерностей экономического развития, отражения роста материальных благ и реальных накоплений. Порожденная интересами кредиторов и заемщиков, кредитная экспансия характеризует развитие денежно-кредитной системы.

Как элемент развития кредита кредитная экспансия возникает, существует и развивается в фазе экономического подъема, проявляется как расширение кредитования совокупности объектов и субъектов, возникновение новых сфер применения кредита, как интенсивное и долговременное расширение кредитного предложения. По горизонту развития кредитная экспансия выступает как стратегический процесс.

Конечно, кредитная экспансия - это не только количественный процесс расширения масштабов кредитования, но и, согласно характеристике Международного валютного фонда, «изменение денежной массы в обращении» , «кратное увеличение кредитной массы но мере открытия кредитных счетов в цепочке банков» .

Кредитная экспансия с институциональной точки зрения - это не только явление, затрагивающее макроуровень экономических отношений, но и процесс, затрагивающий деятельность отдельных банков. Полагаем, что кредитная экспансия находит свое проявление в деятельности не только кредитора, но и заемщика, испытывающего потребности в более емком привлечении ссудного капитала, и в этом случае выражает закономерности кругооборота и оборота средств как на макро-, гак и на микроуровне экономических отношений.

В современной российской практике кредитная экспансия заметно проявляет себя в расширении:

  • ? субъектов кредитования;
  • ? объектов кредитования;
  • ? сроков кредитования;
  • ? обеспечения кредита;
  • ? привлекаемых ресурсов;
  • ? платы за кредит;
  • ? льгот при кредитовании;
  • ? вывоза ссудного капитала;
  • ? экспортных кредитов;
  • ? географии кредитных продуктов.

Известно, что еще десять лет назад кредитование населения было экзотическим явлением в российской банковской практике, коммерческие банки предпочитали иметь дело с юридическими лицами; постепенно при этом контингент заемщиков также изменился - все чаще субъектами кредитования становились пенсионеры, лица, достигшие 70-75-летнего возраста, и молодые люди, семейные пары как коллективные ссудополучатели. Если в начале 2000-х гг. на кредиты физическим лицам приходилось 1-3% кредитных вложений банков, то к началу 2011 г. доля ссуд населению в кредитном портфеле достигла более 20%. Разумеется, этот процесс продолжается и далее.

Аналогичная картина наблюдается и при расширении объектов кредитования. С развитием российской банковской практики в орбиту кредита попадают все новые и новые материальные запасы и производственные затраты. Постепенно банки как в международной, так и в отечественной практике переходили от кредитования частного объекта к совокупному объекту, от кредитования материальных запасов к кредитованию затрат, окупаемость которых лишь в будущем могла гарантировать возврат кредита. Известно, что в западных странах некоторые банки и специальные компании практикуют выдачу венчурных кредитов.

Кредитная экспансия на практике проявляется в форме развития срочности кредитования. Национальная статистика показывает, что горизонт среднесрочных и долгосрочных ссуд постепенно расширяется.

Таблица 1.1

Динамика банковских кредитов предприятиям и организациям (в % к общему объему)

Как свидетельствуют данные табл. 1.1, долгосрочные кредиты к началу 2010 г. но сравнению с началом 2007 г. увеличились в 2,5 раза. Конечно, эго еще не оптимальное соотношение между долгосрочными и краткосрочными ссудами, однако позитивное применение вполне очевидно.

Кредитная экспансия проявляется и в сфере расширения рамок обеспечения кредита. Известно, что в современной практике обеспечением ссуд является не только залог материальных ценностей и имущества, но и самые разнообразные виды ценных бумаг финансовых инструментов (акции, облигации, векселя, сертификаты, страховые полисы и др.). В некоторых случаях обеспечением возврата кредита являются не только материальный объект кредитования и различные финансовые обязательства, но и личное имущество ссудополучателя.

К сожалению, в орбите обеспечения в современной практике все большие масштабы начинают приобретать различные кредитные деривативы, по объему существенно превышающие объемы валового внутреннего продукта. «Дутое» обеспечение и связанные с ним «пузыри», как известно, стали источником спекуляций, «перегрева» экономики и, как следствие, причиной современного финансово-экономического кризиса.

Кредитная экспансия может подпитываться расширением ресурсной базы банков. Обычно в этом случае речь может идти как о внутренних, так и внешних источниках. Известно, что внутренние источники расширения ресурсной базы российских коммерческих банков оказались существенно меньше тех потребностей в кредите, которые демонстрировали предприятия и организации. Воспользовавшись внешними источниками (кредитами иностранных банков и компаний), банки-резиденты смогли существенно увеличить свои кредитные вложения; расширение кредита за счет внешних заимствований получило дополнительное «дыхание».

Расширение кредитования экономических субъектов может осуществляться и посредством процентной политики банков, стимулирующей спрос на кредит (снижающейся платы за пользование ссудой) и приток вкладов для последующего их перераспределения на кредитной основе. Известно, что низкая процентная ставка но кредитам на приобретение недвижимости в США привела к широкому развитию ипотечных кредитов, правда, как оказалось, без должной оценки кредитоспособности заемщиков, и в последующем - к значительным убыткам кредитных учреждений.

Кредитная экспансия, особенно в период ее бума, критической точки, может сопровождаться либерализацией кредитования. Заниженная «линия отсечения» заемщиков, более либеральный подход к оценке кредитоспособности заемщика вызывают увеличение масштабов кредитования, а при неблагоприятном развитии событий оборачиваются крахом как кредитора, гак и заемщика. По свидетельству А. Свистона, следование стандартам кредитования оказывает влияние на деловой цикл. Ужесточение кредитования на 20% снижает деловую активность на 0,75% в течение одного года и на 1,25% после двух лег 1 . К таким же выводам приходят и другие авторы, отмечающие падение уровня ВВП при общем сокращении объемов кредита .

Во внешних экономических связях кредитная экспансия проявляется в форме вывоза ссудного капитала и расширения экспортных кредитов. Подпитываемая избытком капитала внутри страны кредитная экспансия преодолевает национальные рамки, позволяет кредиторам завоевывать новые рубежи и рынки, увеличивает кредитное предложение в новых географических границах.

Для развивающихся стран кредитная экспансия может происходить в рамках национальных границ, распространяться на территории, в меньшей степени охваченные банковскими продуктами и услугами, но ощущающими потребность в развитии производства и обращения, кредитного и расчетного обслуживания. Кредитная экспансия в подобной ситуации позволяет осваивать новые территории, содействовать развитию как отдельных отраслей и региональной экономики, так и социально-экономическому развитию страны в целом.

Во всех этих случаях кредитная экспансия проявляет себя не как простое расширение масштабов кредитования, а как проникновение кредита в новые сферы человеческой деятельности, интенсивное, масштабное развитие кредита, сопровождающееся увеличением кредитного предложения, расширением масштабов ссужаемых благ.

Расширение кредитования - это один из моментов кредитной экспансии, однако оно может проявляться и вне кредитной экспансии. В этом смысле расширение кредитования не есть еще кредитная экспансия. Известно, например, что в условиях экономической депрессии, в посткризисной экономике происходит некоторое оживление кредитования, возвращение кредита к прежним докризисным позициям. Можно сказать, что вслед за оживлением экономики расширение кредитования отражает восстановление кредитных отношений после их кризисного состояния. В полной мере кредитная экспансия начинает проявлять себя после депрессии, на стадии подъема, в период накопления ссудных капиталов, ищущих сферу денежно-кредитной поддержки, заметно расширяющейся деловой активности экономических субъектов.

Федоров Б.Г. Новый англо-русский банковский и экономический словарь.СПб., 2006. С. 221.

  • Из ничего не вышло ничего. Последние двести лет банковские реформы носилидеструктивный характер. 2008-11-25 / Григорий Сапов - частный консультант.
  • Swiston Л. A US Financial Conditions Jndex: Putting Credit where Credit is Due.IMF Working Paper, 2008, june.
  • См., например: Bayouni T., Melander O. Credit Mattars: Empirical Evidence on USMacro-Financid Linkages. IMF, 2008.