Развитие реб в 10 месяцев. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте. Росто-весовые показатели десятимесячных мальчиков по данным Всемирной организации здравоохранения

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Малыш продолжает активно познавать мир, ни минуты не сидит без дела! И откуда у него столько энергии? Ему всё интересно и так много хочется узнать! Десять месяцев время новых открытий и достижений.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

68,1-79 см.
8-11,8 кг.
44,0-49,6 см.
44,3-52,8 см.
67,7-78,1 см.
7,9- 10,9 кг.
42,8-49,2 см.
44,3-52,0 см.

Физическое развитие на 10 месяце жизни

За десятый месяц жизни Ваш малыш должен набрать 450 — 500 грамм.

Подрастает малыш за этот месяц 1-1,5 на см. Окружность груди и головы увеличиваются за девятый месяц на 0,5 см.

Продолжают прорезываться зубы. К десятому месяцу их может быть уже шесть. Как правило это — 2 нижних средних резца (в 6-7 месяцев); 2 верхних средних резца (в 8-9 месяцев) и 2 верхних боковых резца (в 9-10 месяцев).

Нервно-психическое развитие ребенка на 10 месяце

Малыши в этом возрасте неутомимые исследователи, не успеет мама отвернуться, а её карапуз уже куда-то уполз, залез или что-то достал, высыпал и так целый день.

Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев

В десять месяцев малыш может самостоятельно стоять и делать первые шаги без поддержки. Умеет вставать у опоры и ходить держась обеими руками.

Может самостоятельно сесть и подняться. Хорошо и быстро ползает.

В десять месяцев малыши очень любят танцевать под музыку, а некоторые даже подпевают.

В этом возрасте можно заметить, что малыш начинает отдавать предпочтение одной руке.

Познавательная деятельность

Десятимесячный малыш может выражать свои желания жестами. Знает для чего нужны те или иные предметы (например, назначение салфетки, расчески, ложки, чашки, горшка).

Умеет набрасывать одни предмет на другой.

В десять месяцев малышу очень интересен процесс дефекации и мочеиспускания.

Малыш очень любить подражать взрослым, настойчив в достижении цели.

Открывает ящики, шкафы, достает и исследует их содержимое. Очень нравится кидать игрушки.

Знает и показывает свои части тела.

Более осознано играет с игрушками - катает машинки, толкает и кидает мячик, опрокидывает неваляшку, играет на детских музыкальных инструментах и так далее.

Развитие речи в десять месяцев

К десяти месяцам лепят малыша приобретает форму монолога. Произносимые ребенком слоги становятся всё больше похожи на короткие предложения.

В десять месяцев многие малыши могут произносить 8-10 осмысленных слов.

Если малыш чего-то не хочет, то он отрицательно качает головой. Отзывается на свое имя и на просьбу взрослого («дай мне», «принеси», «возьми»). Понимает простые запреты, такие как «нет», «нельзя». В этом возрасте ребенок по просьбе взрослого может найти и принести известный предмет.

Уход за ребенком на десятом месяце

Особых изменений в уходе за ребенком 10 месяцев нет. Так, утром после пробуждения, малыша следует умыть теплой водой, подмыть (в случае необходимости), помыть руки, расчесать волосы. Делать это лучше в игровой форме, чтобы гигиенические процедуры вызывали у малыша положительные эмоции.

В десять месяцев малышу всё еще необходим дневной сон около 2-2,5 часов, некоторые малыши спять днем два раза. Ночной сон длиться около 11 часов.

Во время прогулок одевайте ребенка по погоде, больше бывайте на свежем воздухе.

Выделите для ребенка отдельную посуду из которой он может есть самостоятельно. Желательно чтобы она была прочная, так как в этом возрасте малыши любят всё кидать.

В 10 месяцев малыш уже может вставать на ножки, и теперь достает еще выше. Проследите чтобы окружающая его среда была безопасна.

Не стоит пренебрегать водными и закаливающими процедурами, также для развития малыша полезны массаж и гимнастика.

Питание ребенка в 10 месяцев

В 10 месяцев питание ребенка пяти разовое. Ночью всё малыши ведут себя по-разному, кто-то спит до утра, а кто-то просыпается 4-5 раз чтобы приложиться к груди.

К 10 месяцам рацион ребенка уже очень похож на рацион взрослого.

В этом возрасте можно давать малышу некоторые продукты не в виде пюре, а кусочками (картофель, фрукты, паровую котлетку и другое).

Во время кормления давайте малышу ложку, даже если он ещё не умеет ею работать. Пусть пробует, тренируется, учится кушать самостоятельно.

В 10 месяцев малышу можно дать попробовать такие напитки как компот, кисель, морс.

На десятом месяце жизни можно дать второй раз в день кашу, но из другой крупы.

  • Фруктовые соки - 90 мл;
  • Фруктовое пюре - 90 грамм;
  • Творог - 50 грамм;
  • Желток - 1/2
  • Овощное пюре - 200 грамм;
  • Молочная каша - 200 мл;
  • Мясной фарш - 60 грамм;
  • Рыбное пюре - 60 грамм;
  • Печеночный фарш - 30 грамм;
  • Кефир - 200 мл;
  • Сухари, печенье - 10 грамм;
  • Хлеб - 10 грамм;
  • Растительное масло - 6 грамма;
  • Сливочное масло 6 грамма.

Примерный рацион питания ребенка в 10 месяцев

6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл

10:00 - Каша рисовая (200 грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);

14:00 - Суп на мясном бульоне 50 мл; Овощное пюре 100 грамм; Мясная фрикаделька - 40 грамм; Хлеб 10 грамм.

18:00 -Адаптированный кефир - 160 мл; творог(40 грамм); печенье (10 грамм);

22:00 — Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Необходимые обследования в 10 месяцев

В десять месяцев Вам с малышом необходимо посетить только педиатра. Врач взвесит и измерит ребенка, расспросит о том что он умеет, оценит его нервно-психическое развитие. Полученные данные занесет в историю развития ребенка.

Как играть с ребенком в 10 месяцев?

В этом возрасте малышу нравиться играть в сюжетные игры. Укладывайте игрушку спать, кормите, переодевайте, катайте на машинке, купайте и обязательно задействуйте ребенка, пусть он Вам помогает.

Любят малыши катать мяч, тянуть машинку на веревочке, кидать игрушки.

Можно обычные дела превратить в игру. Пусть малыш помогает накрывать на стол, собираться на прогулку, помогает собирать игрушки, складывать одежду в шкаф. При этом не забывайте хвалить своего малыша, даже если у него не получается, ведь он так старается.

Не теряют актуальности игры в прятки, игры на развитие мелкой моторики, чтение красочных книг, подвижные игры-потешки (гули-гули, коза-рогатая, по кочкам - по кочкам, ладушки и другие).

Дети в этом возрасте очень хотят быть похожими на родителей, и во всем им подражают. Поэтому следите за собой, и за тем что Вы делаете и говорите, так как малыш перенимает всё Ваши действия и привычки.

  1. Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.

    Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.

  2. Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.
  3. Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.
  4. Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).
  5. Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.
  6. Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.

    Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.

  7. В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.
  8. Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим. В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.

    Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет. Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.

  9. Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».

    Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.

  10. Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
  11. Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.

Рост и масса тела ребёнка в 10 месяцев

По причине возрастающей двигательной активности масса тела ребёнка увеличивается уже не в таком темпе, как раньше. За десятый месяц младенец тяжелее на 400 — 450 граммов и вырастает на 1 — 1.5 сантиметра.

Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.

Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный , наиболее подходящий малышу.

Питание

В 10 месяцев ребёнок получает практически взрослую пищу. Исключение в том, что она может быть в более измельченном (перетёртом) виде.

Естественно, нельзя давать детям жареную или жирную пищу. То же касается консервов, копчёностей, полуфабрикатов и сладостей.

Для привития малышу культуры питания полезно организовывать совместные трапезы. Так ребёнок будет осваивать навыки самостоятельного приёма пищи. К тому же совместный приём пищи в кругу семьи – прекрасный способ стать ещё ближе и роднее друг другу.

Как развивать ребёнка в 10 месяцев?

В 10 месяцев развитие крохи, как и ранее, происходит через игру. Родителям важно как выделять для этого отдельное время, так и вплетать игровые элементы в контекст повседневной жизни семьи. Просто замечательно, если с малышом будет играть и мама, и папа, ведь манера игры у них различается.

  • в развитии двигательных навыков важно помочь малышу совершенствоваться в навыке ползания и закладывать крепкий фундамент для последующего прямохождения.

Не ограничивайте малыша пределами манежа. Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.

Разложите на полу игрушки, чтобы малышу было интереснее ползать от одной забаве к другой. Чтобы укрепить мышцы рук и ног, интересно будет поиграть в догонялки. Конечно, ребёнок ещё не умеет достаточно хорошо для этого ходить, но он уже прилично ползает. Малышу будет интересно как убегать, так и догонять.

Если малыш совсем не хочет ползать, соорудите дома игровой туннель. Покажите ребёнку, как можно его преодолеть ползком. Редкий младенец устоит перед таким развлечением.

Покажите, как, оказывается, проще сделать первые шаги, если держаться за кровать или диван.

  • физические нагрузки. В первую очередь, это упражнения на фитболе и занятия в бассейне. Это укрепит мышечный каркас малыша и послужит профилактике ;
  • больше говорите с ребёнком. Рассказывайте об окружающем мире и явлениях. Сопровождайте свои действия комментариями.

Так можно освоить навык совместного приготовления пищи. Мама будет готовить на плите в настоящей посуде, а малыш, сидя на полу, будет повторять. Это ещё и положительно повлияет на моторику рук.

В этом возрасте малышу на слух проще воспринимать стихотворные формы, напевную речь. Для лучшего понимания сказок можно использовать пальчиковые игры.

Родители могут самостоятельно изготовить набор пальчиковых игрушек для нескольких сказок. Это отличный вариант семейного досуга.

  • ролевые игры. Выберите вместе с младенцем любимую игрушку и покажите малышу, как можно за ней ухаживать – кормить, укладывать спать и прочее. Кроха с удовольствием повторит эти простые действия.

Маленькие дети – великолепные имитаторы. И родители для них – лучший пример для подражания.

В десятимесячном возрасте карапуз очень сильно отличается от новорожденного, а ведь совсем недавно вы держали на руках своего только что родившегося грудничка! Теперь малыш приобрел множество навыков, которые неизменно радуют родителей и будут необходимы ему на протяжении всей жизни. Его развитие ускоряется с каждым днем! Итак, что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Новые движения

Сложно перечислить все, что умеет ребенок в этом возрасте, ведь в десять месяцев круг его навыков очень широк.

Некоторые малыши уже ходят без опоры, но большинство еще передвигается на четвереньках. В десять месяцев ребенок должен хорошо ползать по всему дому, опираясь на коленки и ладошки.

Большое удовольствие малышам доставляют «прогулки» со взрослыми – когда их водят за одну или обе ручки. Не увлекайтесь таким времяпровождением – ваш кроха будет требовать водить его снова и снова.

Знайте! Пусть у крохи пока мало что получается, но развитие самостоятельности, начатое в раннем возрасте, оказывает глубокое воздействие на его поведение. Если родители будут вежливо общаться друг с другом и окружающими, поддерживать порядок в доме и соблюдать режим дня, то и ребенок, когда подрастет, не сможет поступать иначе.

Малыш старается не только подражать действиям взрослых, но и повторять сочетания звуков, которые они произносят. Речевое развитие ребенка не стоит на месте, и в десять месяцев жизни большинство деток уже порадовали родителей первыми словами, обычно это «мама» и «папа». Малыш комбинирует разные слоги и иногда выдает целые «фразы», к сожалению, пока непонятные для окружающих.

Что должен делать ребенок, когда ему исполняется десять месяцев? Конечно, ломать игрушки! Только не ругайте кроху за очередную развалившуюся машинку – именно так детки изучают окружающий мир.

Малыш уже придумывает сюжетные игры: укачивает куклу, кормит с ложки мишку, «чинит» что-нибудь папиными инструментами. Некоторое время может провести один, увлекшись каким-либо занятием или игрушками. По-прежнему любит игры в «ладушки» и «прятки».

Продолжается психомоторное развитие ребенка:

  1. в десять месяцев кроха легко захватывает пальчиками небольшие предметы;
  2. выполняет с ними различные манипуляции;
  3. может перекладывать предметы из одной ёмкости в другую;
  4. на прогулке с удовольствием складывает камешки в ведёрко;
  5. уже можно познакомить деток с карандашами и тестом для лепки

Во время этих занятий не оставляйте малыша одного и постоянно следите за его действиями.

Важно! Постарайтесь запрещать только то, что касается безопасности малыша (розетки, провода, горячее, открытые окна). Если вы не хотите, чтобы кроха испортил какие-то вещи, лучше уберите их подальше с глаз, чтобы не провоцировать маленького шалунишку.

Развитие ребенка десятого месяца жизни приводит к тому, что он становится более общительным и может поиграть с малознакомыми взрослыми или другими детками. Хорошо, если родители будут рядом и подскажут малышу, как действовать в той или иной ситуации.

Мама и папа могут научить ребенка здороваться, прощаться, делиться, говорить «спасибо», спрашивать разрешения. В этом возрасте малыши буквально впитывают правила поведения в обществе.

Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 10 месяцев:

Мальчики и девочки

В 10 месяцев ребенка достаточно хорошо заметна разница в развитии и поведении маленьких леди и юных джентльменов, то, что должна уметь девочка отличается от того, что должен уметь мальчик.

Малышки обычно больше привязаны к маме, хотят быть поближе. Любят, чтобы их водили за ручку, играли с ними. Могут достаточно продолжительное время провести за «сидячим» занятием: перебирать маленькие предметы, листать книжки, разбирать пирамидку или крупный конструктор.

Девочки больше любят повторять за старшими. Именно они раньше начинают самостоятельно есть и делают это чище мальчиков. Малышка раньше произносит первые слова.

Мальчишки – это маленькие ураганы-непоседы. Взрослым нужно приложить большие усилия, чтобы склонить мальчика сделать то, что он не хочет. Не любит, когда ему помогают, стремится все делать самостоятельно. Но ему не хватает усидчивости и терпения, поэтому у него пока мало что получается.

В десять месяцев ребенку интересно все вокруг: доставать вещи с полок и из шкафов, залезать на стулья и столы – это то, что должен уметь мальчик в этом возрасте. Мальчики начинают говорить позже девочек, так как повторять слова за взрослыми – это скучно, ведь вокруг столько неизведанного!

Конечно, все детки индивидуальны; бывают и спокойные мальчики, и девочки-непоседы. И то и другое зависит от особенностей развития ребенка, ведь в 10 месяцев уже проявляется и темперамент, и характер. Родителям стоит немного подождать, и малыш в скором времени освоит все необходимые навыки.

Недоношенные детки

Развитие недоношенного ребенка в десять месяцев очень сильно зависит от срока беременности, на котором он появился на свет, от состояния здоровья и качества реабилитационных мероприятий, которые проводили в роддоме. В соответствии со сложившейся практикой, возраст развития недоношенных деток отсчитывают не от момента рождения, а от предварительной даты родов (ПДР).

В 10 месяцев такие малыши:

  • умеют вставать у опоры;
  • делают один-два шага вдоль дивана или детской кроватки;
  • ползают (по-пластунски или на четвереньках);
  • садятся и сидят без поддержки;
  • бросают и катают мячик;
  • знают свое имя;
  • понимают большинство обращенных к ним фраз;
  • пытаются повторять слова за взрослыми.

В десять месяцев ребенок меняется так быстро; очень интересно наблюдать за тем, что он умеет и сравнивать с тем, что он должен уметь; видео и фотографии помогут вам сохранить в памяти это неповторимое время.


У маленького человека маленький праздник – 10 месяцев со дня рождения. Из инопланетянина кроха превратился в пухлого карапуза.

За небольшой период времени новорождённый претерпел множество изменений. Читайте, как проходит развитие ребенка в 10 месяцев.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

К десяти месяцам каждый кроха развивается индивидуально. Кто-то уже делает свои первые шаги, а кто-то только недавно освоил сидячую позу. Физически малыш очень быстро развился за последний месяц.

Теперь ребёнок может:

  • Малыш пытается стоять у опоры. Проявляет желание ходить самостоятельно.
  • Из положения «лёжа» и «стоя» садится без посторонней помощи.
  • Может ладошкой обхватить любой предмет, отдаёт предпочтение правой или левой руке.
  • Карапуз передвигается, ползая на животе или на четвереньках.
  • Кроха имитирует движения взрослых людей.
  • Интересуется новыми игрушками.
  • Учится осваивать сложные развивающие игрушки.
  • Изучает способности своего тела, ходит, приседает и экспериментирует у опоры.
  • Во рту появляются первые зубные жители.

Важно! Прорезывание зубов – индивидуальный процесс. У некоторых малышей первые резцы показываются к году.

Вес может стоять на месте или увеличиваться незначительно. Из-за повышенной активности ребёнок тратит больше калорий и, несмотря на аппетит, набирает всего около 300 г в месяц. Рост крохи тоже замедляется.

Умственное развитие и способности

С десятимесячным карапузом можно пообщаться и поговорить. Кроха дружелюбно улыбается и понимает некоторые фразы. Многие дети уже произносят свои первые фразы и предложения.

Проявляются первые умственные способности:

  • Ребёнок повторяет действия родителей, имитирует звуки, которые слышит от взрослых членов семьи.
  • Кроха знает названия многих предметов, может указать на взрослого, чьё имя услышит.
  • У карапуза просыпается чувство юмора. Услышав смешную шутку, ребёнок заливисто смеётся.
  • Кроха рукой может показать «привет» и «пока», играет в ладушки.
  • Малыш понимает слова «нет» и «да».
  • Любит заниматься крушением и разрушением, наводит беспорядок.
  • Жаждет общения с другими малышами.
  • Помнит расположение предметов в комнате.
  • Пальцы малыша лучше развиты.

Мальчики в таком возрасте больше развиты физически, а девочки могут произносить свои первые осознанные слова, даже конструировать мысли в предложения.

В десятимесячный период мелкая моторика ребёнка быстрее развивается.

Правила полезного питания

В рационе малыша, несмотря на грудное или искусственное вскармливание, уже присутствуют продукты прикорма.

За один приём пищи кроха употребляет от 200 до 300 г еды. Молочные продукты всё равно остаются основной частью детского рациона.

С нормами питания ознакомьтесь в таблице:

Важно! В этом возрасте можно переводить малыша на общий стол и заменить баночные консервы блюдами домашнего приготовления.

Если у малыша появились зубы, можно попробовать еду с маленькими кусочками. Следите, чтобы кроха не подавился. Пробуйте новые овощи и фрукты.

Готовьте блюда для ребёнка на пару, варите или тушите. Нельзя давать неокрепшему организму жареные продукты.

Игры и занятия с малышом

Мама в декрете с удовольствием занимается малышом. Не утруждайте себя домашними делами, оставьте бытовые хлопоты мужу.

Занимайтесь развитием малыша. Маленький человек всё ещё нуждается в материнской заботе и повышенном внимании.

Развивайте крепыша:

  1. Пойте. Пение способствуют укреплению нервной системы ребёнка. Колыбельные песни в мамином исполнении помогут заснуть активному непоседе.
  2. Признавайтесь в любви. Говорите о своих чувствах ребёнку, рассказывайте, как сильно любовь охватила ваше сердце.
  3. Носите на руках. Не стоит это делать постоянно, но иногда берите кроху на руки, чтобы успокоить или дать дотянуться до заинтересовавшего предмета.
  4. Общайтесь. Теперь карапуз – ваш самый верный собеседник.
  5. Расширьте территорию игры. Отправьте ребёнка ползать на ковёр и изучать новые закоулки квартиры.
  6. Устраивайте хаос. Бардак – обыденное состояние дома, где живут дети.

Кроме ежедневного общения можно начинать заниматься с малышом творчеством. Покажите крохе карандаши, краски и пластилин. Займитесь лепкой и рисованием.

Первые художественные картины вызывают умиление у родителей. Не забывайте уделять время для книг и сказок, развивайте детскую фантазию.

Развивайте мелкую моторику:

  1. Под присмотром разрешите малышу поиграть с макаронными изделиями или другими мелкими предметами. Не давайте ребёнку тянуть в рот их.
  2. Покажите магию прищепок, нацепите на одежду несколько штук. Малыш будет радоваться, если у него начнёт получаться.
  3. Разрешите карапузу растерзать лист бумаги, пусть крушитель оторвётся на славу.

Гимнастикой малыш будет заниматься сам, постоянно приседая и пытаясь встать.

Можете помочь малышу, включить музыку и развивать чувство ритма, взращивая гениального музыканта. Помогайте крохе ходить, держа его за руки.

Важно! Посещайте по возможности детские развивающие кружки для самых маленьких, чтобы ребёнок учился социализироваться.

Не перегружайте малыша своими занятиями. Чтобы кроха не перевозбудился, продолжительность первых уроков должна быть не более 20 минут. Чаще бывайте на улице, придумывайте игры с песком.

Не оставляйте малыша без присмотра взрослого, чтобы избежать травмирования. Окружайте маленького человека любовью и теплом.

Полезное видео

    Похожие записи