Прикладная геология» (ПГЛ). Специальность геология Что изучает прикладная геология

ГЕОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ - объединяет практические отрасли геологии: геологию м-ний полезных ископаемых, гидрогеологию, инженерную геологию, нефтепромысловую геологию, рудничную геологию и т. д.

Геологический словарь: в 2-х томах. - М.: Недра . Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др. . 1978 .

Смотреть что такое "ГЕОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ" в других словарях:

    прикладная геология - — Тематики нефтегазовая промышленность EN applied geologyeconomic geologypractical geology … Справочник технического переводчика

    Прикладная геол. наука об условиях распространения в литосфере нефти и газа, поисках их промышленных скоплений, подготовке последних к разработке с подсчетом запасов в них как на суше, так и на акваториях шельфов и континентальных басс.… … Геологическая энциклопедия

    геология - ▲ прикладная наука относительно, земная кора геология наука о земной коре. литология. металлогения. геохимия. петрография, петрология. стратиграфия. геоморфология. орография. спелеология. нептунизм. плутонизм. эпигенетический. геохронология. |… … Идеографический словарь русского языка

    - (от др. греч. γῆ «Земля» и от λόγος «учение») наука о составе, строении и закономерностях развития Земли, других планет Солнечной системы и их естественных спутников. Содержание 1 История геологии … Википедия

    - (от Гео… и …логия (См. ...Логия)) комплекс наук о земной коре и более глубоких сферах Земли; в узком смысле слова наука о составе, строении, движениях и истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых. Большинство… … Большая советская энциклопедия

    Карточка университета название = Кафедра Геологии и Геофизики Самарского государственного технического университета сокращение = Геология и геофизика СамГТУ изображение = оригинал = девиз = основан = 1947 зав.кафедры = Гусев Владимир Васильевич,… … Википедия

    - {{{name}}} {{{faculty}}} {{{university}}} {{{image}}} Кафедра геологии и геофизики первая кафедра нефтяного факультета Самарского государственного технического университета. Она была создана в 1947 году и возглавлял её профессор К. В. Поляков. В … Википедия

    Отрасль геологии, изучающая геол. процессы, определяющие условия стр ва, и геол. явления, возникающие в грунтах, на к рых возводятся здания и сооружения. Прикладная задача И. г. получение всех необходимых (для проектирования) геол. данных и… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Содержание 1 Список членов корреспондентов 2 Сокращения … Википедия

Книги

  • Геология. Гриф МО РФ , А. Г. Милютин. Данный учебник дает комплексные знания по дисциплине Геология. Он написан на основе новейших положений теории тектоники литосферных плит. Отличительной особенностью издания является его…

Описание

При выборе заочной или вечерней формы освоения программы будущие специалисты в течение шести лет будут осваивать:

  • ориентирование на местности, определение координат геологических объектов, скважин и горных выработок;
  • принятие мер для безопасного проведения работ в области георазведки;
  • составление карт и разрезов с точки зрения геологического содержания;
  • разработку мероприятий для защиты геологической среды;
  • проведение диагностики нефти, горных пород, минералов, природной воды, полезных ископаемых и газа;
  • подсчет запасов и оценку остаточных ресурсов нефти, полезных ископаемых и газа;
  • контроль соблюдения правил, требований и стандартов, необходимых для освоения месторождений;
  • определение перспективных площадей и участков, осуществляя поиск и оценку полезных ископаемых;
  • обработку и систематизацию полученных данных и результатов, используя современные компьютерные технологии;
  • проведение геологических исследований в лабораториях и полевых условиях;
  • правила выбора оборудования и технологий для выполнения горных, геофизических и буровых работ;
  • подготовку месторождений к обработке.

Кем работать

Специалисты смогут устроиться на работу в сфере геологии: геокриологом, геологом или геохимиком. Неразрывная связь этого профиля с исследованием окружающей среды позволяет осуществлять профессиональную деятельность в качестве эколога. Горнодобывающие предприятия нередко объявляют конкурсный набор на место геолога в области добычи и разведки полезных ископаемых. Данная специальность очень востребована в России, особенно в регионах, осуществляющих разработку на месторождениях нефти, полезных ископаемых и газа. Объема полученных знаний также достаточно для осуществления научной работы. Для этого выпускник может устроиться в один из НИИ или ВУЗ.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

«Инженерно-геологические изыскания»

Направление подготовки: 130101 Прикладная геология

Специализация: Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания

Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"

Форма обучения: очная

Составитель: доцент каф. ГГ и ИГ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Инженерно-геологические изыскания

1. Цель и задачи дисциплины

Основной целью курса «Инженерно-геологические изыскания» является приобретение студентами знаний по организации изысканий для различных видов строительства, методологии и методам изучения особенностей разреза исследуемой территории, состава, состояния и физико-механических свойств горных пород с использованием современной аппаратуры для качественных и количественных прогнозов закономерностей развития геологических и инженерно-геологических процессов и явлений, как результата взаимодействия геологической среды с сооружениями и обеспечения их устойчивости.

Основные задачи дисциплины :

Арактеристика взаимодействия различных сооружений с геологической средой района освоения; оценка и прогноз основных результатов взаимодействия, отражающихся на изменении природной обстановки;


Постановка комплексных инженерно-геологических исследований для получения информации об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях строительства;

Выявление основных особенностей территорий, сложных по их инженерно-геологическим и гидрогеологическим условиям;

Обоснование состава и методики проведения инженерно-геологических изысканий в зависимости от сложности и ответственности проектируемых объектов;

Разработка мероприятий по обеспечению устойчивости и условий нормального функционирования объекта (объектов) в зависимости от сложности инженерно-геологической и гидрогеологической обстановки.

2. Место дисциплины в структуре ООП квалификации «специалист»:

Дисциплина «Инженерно-геологические изыскания» (С.3.с.2.8) входит в модуль «Профессиональный цикл» (С.3), специализация «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» (С3.с.2). Ее изучение базируется на знаниях, полученных при освоении школьных дисциплин, дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе: «Общая геология», «Геоморфология и четвертичная геология», «Механика горных пород и грунтов», «Инженерные сооружения», «Общая инженерная геология», «Общая гидрогеология», «Инженерная геодинамика», «Грунтоведение и др.

Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине, наряду с дисциплинами модулей «Гуманитарного, социального и экономического цикла», «Математического и естественно-научного цикла» являются необходимыми для успешного освоения модулей профессионального цикла.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Инженерно-геологические изыскания» по специальности «Прикладная геология» направлен на формирование следующих компетенций:

– обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения (ОК-1);

Уметь логически последовательно, аргументировано и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь (ОК-3);

Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);

Обладать способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК - 2);

Демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-5);

Уметь проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-6);

Применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации , навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);


Использовать теоретические знания при выполнении производственных и инженерных исследований в соответствии со специализацией (ПК-10);

Уметь проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения (ПК-12);

Осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания (ПК-13);

Осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-15);

Применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-17);

Уметь подготавливать и согласовывать геологические задания на разработку проектных решений (ПК-18);

Изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований инженерно- геологического направления (ПК-22);

Подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-25);

Составлять техническую документацию реализации изыскательского процесса (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование и т. п.), а также установленную отчетность по утвержденным формам (ПК-28);

Обладать способностью анализировать, систематизировать и интерпретировать инженерно-геологическую и гидрогеологическую информацию (ПСК-2.1);

Уметь планировать и организовать инженерно-геологические и гидрогеологические исследования (ПСК-2.2);

Уметь составлять программы инженерно-геологических исследований, строить карты инженерно-геологических условий (ПСК-2.3);

Уметь оценивать инженерно-геологические и гидрогеологические условия для различных видов хозяйственной деятельности (ПСК-2.4);

В результате освоения дисциплины «Инженерно-геологические изыскания» студент должен:

· знать теоретические основы о природно-технических системах, фундаментальных свойствах литосферы, о схематизации инженерно-геологических условий строительства и эксплуатации сооружений различного назначения, а также методологию и методики изучения элементов инженерно-геологических условий;

· уметь применять методику полевых инженерно-геологических работ (съемка, геофизические работы, бурение, полевые опытные работы по изучению свойств горных пород в условиях естественного залегания); грамотно обработать результаты инженерно-геологических исследований в полевых и лабораторных условиях и составить отчет об инженерно-геологических условиях исследованной территории; прогнозировать и определять опасность различных природных и природно-техногенных процессов и явлений на устойчивость различных сооружений;

    иметь представление о геоэкологии и ее роли при инженерно-геологических исследованиях и прогнозах.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, или 197 часов

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Другие виды самостоятельной работы

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Лабор.

работы

Реферат

Всего

Теоретические основы методики инженерно-геологических исследований

Методы инженерно-геологических изысканий и общая технология инженерно-геологических работ

Инженерно-геологические изыскания при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации различных сооружений

ВСЕГО:

Примечание: СРС – самостоятельная работа студентов

6. Лабораторный практикум

№ пп.

№ раздела дисциплины

Работа с нормативными документами.

Построение карты рельефа местности по данным инженерно-геологической съемки

Построение геологической карты по результатам инженерно-геологической съемки участка строительства

Обработка данных определения показателей сопротивления сдвигу в полевых условиях

Обработка данных определения модуля деформации пород основания

Обработка данных статического и динамического зондирования. Обоснование количества точек зондирования

Анализ инженерно-геологических колонок. Выделение инженерно-геологических элементов.

Составление таблицы нормативных и расчетных значений.

Составление программы детальных инженерно-геологических изысканий на участке строительства 16-ти этажного дома (4 часа)

Программа инженерно-геологических изысканий на участке проектируемой автомобильной дороги под насыпь(4 часа)

Обоснование видов и объемов работ инженерно-геологических изысканий на участке строительства железнодорожного моста для разработки рабочей документации (4 часа)

Программа инженерно-геологических изысканий на участке строительства трубопроводного транспорта

Детальные инженерно-геологические изыскания на площадке строительства объектов гидротехнического сооружения

Проект детальных инженерно-геологических изысканий на территории водохранилища

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная

1. Бондарик Г. К., . Инженерно-геологические изыскания. Учебник. М.: Книжный дом университета, 2007.

2. Королев В. А . Мониторинг геологических, литотехнических и эколого-геологических систем. Под ред. Трофимова пособие для ВУЗов. М.:КДУ,2007.

3. Полевые методы гидрогеологических, инженерно-геологических, геокриологических, инженерно-геофизических и экологических исследований //Под ред. и др.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: изд. МГУ, 2000.

4. РД 153-39. 4Р (ВСН). Инженерные изыскания для строительства магистральных нефтепроводов. ТРАНСНЕФТЬ», 2002.

5. СНиП 11.02.96 . Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Госстрой России 1996.

6. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. М.: Госсстрой России, 1997.

7. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть II. Правила производства работ в районах распространения специфических грунтов.- М.: Госстрой России, 1997.

8. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть III Правила производства работ в районах развития опасных геологических процессов.- М.: Госстрой России, 1997.

9. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть IV. Правила производства работ в районах распространения многолетнемерзлых грунтов.- М.: Госстрой России, 1999.

10. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть V. Правила производства работ в районах с особыми природно-техногенными условиями.- М.: Госстрой России, 2002.

11. СП 11.102.97 . Инженерно-экологические изыскания для строительства. Госстрой России 1997.

12. СП . Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений. М.: Госстрой России, 2004.

13. ТСН. Проектирование фундаментов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге. Правительство Санкт-Петербурга, 2004.

Дополнительная

14. Бондарик Г. К., Пендин В. В., Ярг Л. А. Инженерная геодинамика. Учебник. М.:КДУ, 2007.

15. Золотарев Г. С.. Методика инженерно-геологических исследований. М. МГУ, 1990.

16. , Инженерная (экологическая) геодинамика. СПб, Наука, 2000.

17. Изучение инженерно-геологических и гидрогеологических условий верхних горизонтов пород в нефтегазоносных районах криолитозоны . Методическое руководство/ Сост.: , С.Е. Гречищев, А.В. Павлов и др.-М.:Недра,1992.

18. Ломтадзе В. Д . Специальная инженерная геология. М.: Недра, 1978.

19. Справочник современного изыскателя. М: изд-во «Феникс», 2006.

20. Трофимов В. Т., Зилинг Д. Г., Барабошкина Т. А., Жигалин А. Д., Харькина М. А. . Трансформация экологических функций литосферы в эпоху техногенеза / Под. ред. . - М.: Изд-во «Ноосфера», 2006.

21. Учебная инженерно-геологическая практика на учебно-производственном полигоне «Кавголово» Методические указания/ Сост. , ; Санкт-Петербургский горный ин-т. СПб, 2007.

22. European Prestandart ICS. Eurocode 7: Geotechnical design. 91.080.01/93.020

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Наглядные пособия: карты, разрезы, схемы. Оборудование для опытных полевых работ (Кавголовский учебный полигон). Программные продукты обработки результатов полевых и лабораторных исследований на базе Excel, Statistica.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Будут использованы специализированные аудитории ГРФ Горного университета для лекционных и лабораторных занятий со студентами.


Среди геологических наук существует много различных направлений. В статье пойдёт речь о геологии нефти и газа. Это прикладная наука. Её задача - изучение химических и физических свойств газа, нефти, их залежей, месторождений, пластов-коллекторов, покрышек, геохимии органического вещества.

Общие сведения

Подготовка специалистов в области геологии нефти и газа осуществляется в университетах, специализирующихся на изучении горного дела и нефтегазовой промышленности. Курс под названием "Прикладная геология" направлен также на исследование процессов аккумуляции и миграции углеводородов, изучение основных закономерностей расположения нефтегазовых месторождений.

Нефть - это слово, происходящее от арабского "нафата" (в переводе - извергать). С тех пор, как в штате Пенсильвания американский предприниматель пробурил нефтяную скважину и люди поняли важность добычи нефти, геологов интересует один вопрос: где необходимо эти самые скважины бурить?

С тех времён было предложено множество различных теорий по условиям формирования залежей нефти, прогнозированию условий обнаружения её запасов. Стала развиваться наука прикладная геология, которая не теряет своей актуальности и занимается не только областью нефтедобычи, но газовой промышленностью.

Какие дисциплины изучаются?

Изучая эту специальность, студенты окунаются в мир интереснейших теорий, одна из которых - это антиклинальная. Она привлекает к себе довольно длительное и серьезное внимание. Антиклинальная теория зародилась еще до того, как была пробурена первая нефтяная скважина. Но своей актуальности она не потеряла по сегодняшний день. В теории идёт речь о зависимости между залежами нефти и антиклинальной складчатостью. Кроме того, студенты изучают химию нефти и газа, их химический состав и методы анализа. В процессе обучения обязательно изучаются источники тепла и теплового потока Земли, магнетизм пород и минералов. Будущим специалистам необходимо владеть знаниями в области месторождений подземных вод и методы их изучения, а также вопросах утилизации стоков в недра Земли.

Эта наука изучает мощную отечественную сырьевую базу и развитие добычи нефти и газа. Учебно-методические пособия предоставляют возможность изучить теоретические вопросы геологических процессов, физико-химических свойств нефти и газа, а также вопросы, связанные с формированием залежей и их размещением. Кроме того, обязательным условием является наличие практической части: лабораторных и контрольных работ по геологии нефти и газа. Особое внимание в процессе обучения данной специальности уделяется фундаментальным дисциплинам, так как без фундамента, как известно, дом знаний будет непрочным. Как правило, прикладная геология может изучаться как по очной форме обучения, так и заочно.

Какими навыками будут владеть выпускники?

Какие возможности дает прикладная геология как специальность? Что это такое? Подготавливая специалистов по этой специализации, составители программ обучения предусматривают, что выпускники вузов в области нефтегазовой геологии будут владеть методами поисков и разведки (геологическими и геофизическими) нефтяных и газовых месторождений, разработкой и принципами построения динамических и статистических моделей, показывающих залежи углеводородного сырья. Горные инженеры - это выпускники геологических факультетов по специализации "Прикладная геология".

Кем работать после получения диплома?

Горные инженеры участвуют в экспедициях и геологоразведочных работах, научно-исследовательских и проектных работах в нефтегазовой добыче, в проведении мониторинга разработки месторождений. Такие специалисты умеют провести полевые геофизические и геологические исследования, выполнить геологическое обоснование разработки месторождений, оценить ресурсы и запасы полезных ископаемых. Они изучают породы-коллекторы нефти и газа и могут воссоздать древние условия, при которых образовывались нефтегазоносные бассейны. Именно горные инженеры определяют технологию буровых и горнопроходческих работ. Все эти знания и навыки будущие специалисты получают на геологической специальности "Прикладная геология".

Что это за специальность и чем она отличается от общей геологии?

Когда специализируешься на геологии нефти и газа, то изучаешь конкретную область науки и материального производства, связанную с промышленным освоением и эксплуатацией нефтяных и газовых месторождений. Это касается как для суши, так и для акваторий. Объектами профессиональной деятельности такого специалиста являются непосредственные залежи нефти и газа, а также газоконденсата.

Общая геология изучает комплексно строение Земли и даже других планет Солнечной системы, главные закономерности эволюции и формирования геологических тел, основополагающие принципы и базовые методы геологических исследований.

Поэтому если интересует именно добыча газа и нефти, то стоит выбирать университет, который носит название "горный". Прикладная геология также изучается в университетах с конкретным названием специализации: "нефти и газа".

Уровень преподавания

Как правило, в таких вузах работают высококвалифицированные педагоги, с высоким процентом профессорского состава, известные в геологических сообществах учёных.

Сегодня большинство геологических факультетов располагает современной материально-технической базой, дающей возможность решать сверхсложные задачи в области поиска, разведки, оценки нефтегазового потенциала и геоэкологических проблем. В процессе обучения по специальности "Прикладная геология" ("Геология нефти и газа") применяются новейшие компьютерные технологии, а сами студенты имеют возможность поработать на профессиональных рабочих станциях, освоить специализированные программные пакеты ведущих мировых операторов нефтегазовой отрасли.

Что изучает геодезия?

Эта наука происходит из глубокой древности. Название имеет греческое происхождение. В древние времена она занималась изучением Земли, деления её на систему координат. Современная наука геодезия связана с изучением искусственных спутников, применением электронных машин, приборов и компьютеров для определения положения объекта на поверхности Земли. Она изучает формы этого объекта, его размеры. Поэтому эта наука находится в тесной взаимосвязи с математикой, особенно геометрией, и физикой. Задача такого специалиста - создание системы координат и построение геодезических сетей, позволяющих определить положение точек на поверхности нашей планеты.

Трудоустройство

В общем-то, все специальности геологических факультетов престижны. Изучать геологию интересно. А такая специализация, как прикладная геология и геодезия, позволяет получить работу в ведущих крупнейших отечественных нефтегазовых компаниях и за рубежом. Профессиональная деятельность специалистов-выпускников часто осуществляется в академических и ведомственных научно-исследовательских организациях. Эти специалисты востребованы в геологоразведочных и добывающих компаниях, разного рода (высших, средних специальных и средних общих) учреждениях системы образования.

Квалифицированные специалисты всегда востребованы в управленческом аппарате, в регионах, где занимаются вопросами минерально-сырьевой базы, а также в управлении и департаментах по недропользованию. Кроме того, много выпускников работает в учреждениях, связанных с гидрогеологическими вопросами, инженерно-геологическими и экологическими задачами. Они работают в организациях, ведущих разведку и эксплуатацию подземных вод, их охрану от истощения и загрязнения. Немало специалистов трудится на предприятиях, занимающихся проектно-изыскательскими работами в строительстве.

Элемент не найден!


История кафедры
Новая кафедра "Прикладная геология" была создана 16 мая 2017 г. на заседании Ученого Совета.
Первый набор студентов геологов (50 человек) был в 1956 г. Кафедра «Поисков и разведки месторождений полезных ископаемых» (ПиРМПИ) открыта в 1957 г. Много труда в развитие кафедры вложили заведующие Смирнов С.М., Левашов К.К.,. Плышевский О.В, Саввинов Н.М., Томтосов И.А., Мельцер М.Л., Фарбер М.Р.. Более 100 выпускников кафедры имеют ученые степени (в т.ч. более 20 докторов наук). Каширцев В.А., Сафронов А.Ф. являются членами-корреспондентами РАН. Среди выпускников лауреаты государственных премий (Ядреев Д., Еремеев Х.), первооткрыватели месторождений полезных ископаемых (. Гурьев К, Колодезников К., Прокопьев В., Пестерев Е., Горохов Н. и др.), кавалеры орденов и медалей, изобретатели и рационализаторы, заслуженные геологи России и Республики, крупные руководящие работники науки горно-геологической отрасли и члены правительства.
Научные исследования сотрудников кафедры традиционно связаны с изучением геологии и закономерностей размещения полезных ископаемых Якутии. С середины 70-х годов начинает развиваться направление по изучению структурных условий размещения (доценты Кулагина Л.А., Томтосов И.А., Фарбер М.Р., профессор Фридовский В.Ю.). Одновременно проводились исследования металлогении (доцент Саввинов Н.М.), вещественного состава и формационной принадлежности золоторудных месторождений (профессор Мельцер М.Л.), рудоконтролирующей роли осадочных комплексов (доцент Павлов А.Г.). В 1999 г. по инициативе В.Ю. Фридовского создается учебно-научная лаборатория геодинамики и минерагении. Сотрудниками лаборатории выполняются структурный анализ сложнодислоцированных комплексов и рудных месторождений Восточной Якутии, исследование закономерностей формирования и размещения месторождений полезных ископаемых. Исследования получают поддержку МОиН РФ по НТП «Научные исследования по приоритетным направлениям науки и техники», проект «Структурно-геодинамические реконструкции, режимы промышленного рудообразования и прогнозно-поисковые модели месторождений благородных металлов Северо-Востока Азии» (2003-2004 гг.); ГЗ РС (Я) на НИР, проекты «Изучение структурно-геофизических критериев размещения золотого оруденения рудно-россыпных узлов Северо-Восточной Якутии с целью разработки научно-практических рекомендаций проведения поисковых и оценочных работ» (2006-2008 гг.) и «Научное обоснование перспектив золотоносности инвестиционно-привлекательных объектов западной части Ольчано-Нерской минерагенической зоны» (2008-2010гг), «Анализ рудоконтролирующих структур и оценка перспектив золотоносности юго-восточного фланга Адыча-Тарынской минерагенической зоны (2011-213); Аналитической ведомственной целевой программы МО и НРФ, проект «Структурная эволюция рудоносных зон MZ коллизионно-аккреционных поясов: макро-, мезо- и микроуровни» (2009-2010 гг.).
В 2008 г. совместно с Институтом геологии алмаза и благородных металлов СО РАН открыт научно-образовательный центр «Минерально-сырьевые ресурсы и технологии их оценки». В 2012 году в состав центра вошли лаборатории Северо-восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН. Деятельность центра получила поддержку по Аналитической ведомственной целевой программе Федерального агенства по образованию РФ (проект «Развитие интегрированного научно-образовательного центра «Минерально-сырьевые ресурсы и технологии их оценки» (2009-2010 гг.). Развитие интегрированного научно-образовательного центра «Минерально-сырьевые ресурсы и технологии их оценки» осуществляется по трем главным направлениям: организационная деятельность (сотрудничество, интеграционные проекты, организация и проведение научных мероприятий), учебно-методическая деятельность (методическая обеспеченность учебного процесса, инновационные методы преподавания, повышение квалификации преподавательского состава) и научная деятельность (изучение геологической среды современными методами). В 2010-2012 гг. в составе НОЦ открыты лаборатории «Пробоподготовки» и «Геохимических методов поисков МПИ», оснащенные современным оборудованием.
Образовательный процесс на кафедре обеспечивают профессора Фридовский В.Ю., доценты Полуфунтикова Л. И., Павлов А.Г., Иванов Н.Н., Сандакова Л. Г., Ковалев Л.Н.

Кафедра мерзлотоведения была организована в 1978 г., а первый набор на специальность «Гидрогеология и инженерная геология» был осуществлен в 1976 г.

Кафедра является выпускающей по специальности 21.05.02 "Прикладная геология", специализация "Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания ".

В настоящее время на кафедре на штатной основе работают доценты В.Ф.Попов, Олег Александрович Поморцев и старший преподаватель Татьяна Рудольфовна Чжан; зав. лабораторией гидрогеохимии и гидравлики – Марина Владимировна Фридовская, зав. лабораторией грунтоведения и механики грунтов – Виктория Петровна Кобелева; лаборанты 1 категории – Айталина Ивановна Самырова и Ольга Игнатьевна Васильева. Кроме того, учебный процесс ведут совместители: д.г.-м.н., профессор Михаил Николаевич Железняк, д.г.-м.н., профессов Владимир Николаевич Макаров, д.т.н., профессор Дмитрий Михайлович Шестернев, к.г.-м.н., доцент Надежда Анатольевна Павлова, к.г.н., доцент Алена Алексеевна Шестакова, к.г.-м.н. Анна Алексеевна Куть, а также молодые преподаватели Александра Михайловна Черепанова и Ольга Игнатьевна Васильева.

Студенты проходят летние учебные практики на полигонах Нохтуйский, Томпонский, Чабада. Знакомство с природой, чарующие просторы р.Лены, живописная панорама горных и таежных ландшафтов, геологические достопримечательности, активный досуг, песни у костра и настоящая дружба во многом обогащают ребят. Они узнают не только романтику полевой жизни, но и приобретают необходимые профессиональные навыки. На старших курсах студенты проходят производственные практики.

Наряду с педагогической деятельностью большое внимание на кафедре уделяется научной работе. Сотрудниками и студентами кафедры были выполнены научно-исследовательские работы по следующим темам: «Подготовка карты эколого-геокриологического районирования РС(Я) масштаба 1:1000000 программы РНТП 1.2.2.1» (руководитель О.А.Поморцев, 2009-2010 гг.). «Оценка основных параметров геокриологической среды на мониторинговых площадках Чаяндинского лицензионного участка» (х/договор, руководитель О.А.Поморцев, 2010 г.); «Совершенствование экологически безопасных способов удаления высокоминерализованных дренажных вод в Удачнинском ГОКе» (х/договор, руководитель В.Ф.Попов, 2010-2012 г.), «Инженерно-геологические условия и опасные экзогенные геологические процессы на участке 760-870 км автотрассы Якутск – Магадан – Южное Верхоянье» (руководитель О.А.Поморцев, 2012-2013 гг.). Большое внимание уделяется студенческой науке. На кафедре функционирует студенческий научный кружок «ГИГиМ». Студенты активно участвуют с докладами на научных конференциях разного уровня.

Ежегодно на Геологоразведочном факультете кафедра организует и проводит традиционную студенческую научную конференцию по секции «Гидрогеология, инженерная геология и геоэкология». Студенты кафедры являются призерами многих научных конференций. Наиболее значимым достижениями являются: диплом победителя конкурса научных работ в номинации «Лучший доклад на XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Секция «Геология» 11-15 апреля 2011 г. (В.Куваев), «Лучший доклад на XIХ Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Секция «Геология» 9-13 апреля 2012 г. (В.Новоприезжая). Студенты кафедры участвуют в программе Север-Северу, в рамках которой они проходят подготовку в течение семестра за границей в Норвегии и Швеции (А.Урбан, А.Черепанова, Р.Зарипов).

Выпускники кафедры востребованы и успешно трудятся в геологоразведочных экспедициях, поисково-съемочных партиях, научно-исследовательских институтах АН России и Республики Саха (Якутия), в крупных фирмах (Комдрагмет) и компаниях (АЛРОСА, Сургутнефтегаз, Полюс и др.), трестах инженерно-строительных изысканий, якутском "Водоканале", улусных и республиканских комитетах охраны природы, коммерческих предприятиях, в сфере предпринимательства.