Образец модели социально культурной анимации. Социально-культурная анимация как форма социальной активности личности. Фрагмент работы для ознакомления

Социально-культурная анимация сегодня - это одна из актуальнейших педагогическая система, субъектом которой являются аниматоры и личности, привлечённые для участия в этом процессе. Грамотная организация досугового времени населения формирует здоровый морально-психологический климат в обществе, повышает культурный уровень, физическую и нравственную рекреацию (восстановление сил человека). Особого внимания в анимационной деятельности требует работа с детьми. Правильно выстроенная анимационная программа - это рычаг управления формированием личности ребёнка.

Основными средствами в работе аниматора с детьми являются: живое слово (methodos «метод» имеет греческое происхождение, в переводе означает «способ познания») ; радио; телевидение; печать; литература; искусство; спорт; наглядные художественные и технические средства. Эти средства не выступают отдельно друг от друга, а тесно переплетены и взаимосвязаны между собой. Их сочетание обусловлено выбором формы взаимодействия, тематической направленностью мероприятия: конференция, выставка, круглый стол, конкурс, дискотека и прочее.

Анимация же неразрывно связанна с социальным воспитанием ребёнка. Взаимосвязь этих двух форм призвана выполнять ряд общих функций:

Приспособления и включения, целью которых является обеспечение социализации личности, её подготовки к многообразным изменениям индустриального общества в экономическом и культурном плане;

Рекреационная, связанная с возможностью культурного развития личности в практической деятельности в свободное время;

Воспитательная;

Культурная, где педагогическая анимация предстаёт как посредническая структура между культурным творчеством, распространением культуры и детской аудиторией;

Критическая, выступающая катализатором в поиске новых отношений между индивидами и группами, наиболее качественного образа жизни

В работе с детьми самым распространённым, ведущим средством быстрого вовлечения в процесс является игра или, как принято сегодня называть игротерапия. Это уникальное, универсальное и простейшее развлекательное средство обладает большим творческим потенциалом направленным на эффективную реализацию анимационной деятельности.

Игровые программы состоят из конкурсов, основанных на методе соревнования:

Художественно публицистические (основной метод иллюстрация);

Фольклорные и зрелищно-театрализованные;

Танцевально-развлекательные;

Спортивные (в основе лежит метод физической релаксации и рекреации).

Анимационный потенциал игры:

Снятие напряжения от пребывания человека в реальной жизни, получение нового позитивного жизненного настроя;

Сплочение коллектива (игровой контакт людей между собой настолько высок, что игровые содружества могут сохраняться и после окончания игры);

Нейтрализация недостатков действительности (противопоставление жесткому миру реальности -мира гармонии и радости);

Подчинение правилам игры (понятие о чести, благородстве, достоинстве, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива);

Физическое совершенствование тела (обучение и применение различных двигательных навыков и действий);

Развитие интеллектуальных способностей (выстраивание логической цепочки действий в процессе игры требующих психологической и умственной активизации);

Возможность проявления своих творческих способностей, их совершенствование в процессе игрового действия;

Игра - это мощное средство самовоспитания и самоусовершенствования, коррекции эмоционального состояния. При правильном включении игры в развлекательную программу она способна значительно изменить настроение людей в лучшую сторону, эмоционально обогатить и преобразить личность.

На ровне с игрой в анимационной деятельности имеет широкое применение конкурс (от латинского «столкновение, встреча»). Конкурс и игра похожи в своей основе. По сути это и есть игровая деятельность, но предполагающая выбор победителя по средствам соревнования, через систему судейства и оценок. Основной задачей конкурса является выявление лидера, развитие способностей и интересов его участников. Конкурсная программа - это эмоционально насыщенная и вместе с тем активная форма досуга. Это комплексная деятельность в которой присутствуют признаки познавательной, преобразовательной, соревновательной, художественной, ценностно-ориентированной и игровой деятельности.

Зачастую в анимационной деятельности гармонично сочетаются конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные программы.

Ярким зрелищным характером обладает еще один вид культурной анимации деятельности - театрализация.

Театрализованные программы - это идейно-художественная концепция, авторский замысел, мировоззренческая позиция, сюжет и его событийная основа. Это достаточно сложный творческий метод, имеющий ёмкое социально-психологическое обоснование наиболее близко стоящий к искусству. Зрелищно-визуальными компонентами театрализации выступают: сценография, костюмы участников представления, музыкальная составляющая, статодинамические эффекты, а так же зрительская аудитория, которая своим эмоциональным откликом создаёт атмосферу театрализованного действия. «Двойственность театрализации, синтезирующей реальную в художественную деятельность связана с конкретными моментами в жизни людей, требующими необыденного осмысления того или иного события, выражения и закрепления своих чувств по отношению к нему».

Насыщенным информационным содержанием посвященным общественным и политическим событиям, праздникам выступают художественно-публицистические анимационные программы основным организующим методом которых является иллюстрация. Создание единого, монолитного художественно-публицистического произведения происходит путем соединения публицистических выступлений, документальных материалов, церемоний с поэтическими произведениями, песнями, музыкой, с фрагментами из спектаклей и кинофильмов. Особое внимание здесь уделяется конкретному содержанию художественно-публицистической программы. Их подготовка требует повышенного внимания к моделированию содержательно-текстовой части программы.

Наиболее распространенным видом в анимационной деятельности являются танцевально-развлекательные программы (танцетерапия). Их технологическая основа базируется на методе ритмического движения тела. Анимационные свойства танцевально-развлекательных программ изначально заложены в самой природе танца и содержат расслабляющей, релаксационной, основанной на динамичном движении характер. Танец способствует сближению собственных реакций, вызывает множество эмоциональных переживаний таких, как радость, смех, удовольствие, чаще всего возникающих между двумя и более танцорами. Танцевально-развлекательные анимационные программы имеют перспективно-коммуникативный характер, поэтому такие программы сегодня приобрели, большую популярность и интенсивно реализуются в развлекательных учреждениях.

Особо важно, что бы работа к какому бы виду социально-культурной деятельности она не относилась - велась на высоком качественном уровне, направленном на приобщение человека к высоким культурным ценностям, повышающем его социальную активность, реализацию творческого потенциала.

Анимация, как фактор социальной активности человека состоит из множества форм и методов применение которых требует профессиональных подготовленных специалистов в данном направлении общественной деятельности. В арсенале социокультурных работников должны быть разнообразные средства и способы воздействия на человека призванные удовлетворять социально-культурные интересы и потребности граждан в сфере досуга несмотря на различие в возрасте, социальном статусе, состоянии здоровья, в духовных предпочтениях…

Как правило работа ведётся по следующим направлениям:

Выявление социокультурных интересов;

Объединение и координация деятельности внешкольных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени;

Возрождение культурных традиций;

Организация различных форм семейного досуга (совместного времяпрепровождения детей и их родителей, друзей, ровесников).

Взаимодействие с детьми в досуговой сфере дифференцированно, вариативно и индивидуализировано. Его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности принимают участие, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом с кем общаются.

Основными задачами досугового взаимодействия являются:

Формирование у детей и подростков мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретение новых свободных форм творческого времяпрепровождения;

Формирование и организация первичных групп по интересам;

Привлечение интереса детей и подростков по средствам творческого общения;

Организация общих праздников и событий;

Основными широко используемыми приёмами в организации культурно-досуговой анимации для детей и подростков школьного возраста являются:

Викторины, олимпиады;

Выставки поделок, достижений;

Театрализованные представления;

Концертные программы;

Бал-карнавал, массовые гуляния, парады, маскарады;

Мистерии, театрализованные постановки пьесс;

Спортивные праздники с конкурсно-соревновательными элементами;

Церемонии награждения за достижения с элементами театрализации и

концертными номерами;

Дискотеки, танцевальные программы с играми и прочее;

Мультимедийные анимационные проекты;

Последний пункт требует отдельного внимания в виду его новизны и актуальности. Стремительное развитие информационных интерактивных технологий неизменно отражается на образовательном процессе. Сегодня современные образовательные учреждения имеют компьютерные классы, классы с мультимедиа проекторами, электронными досками и т.п. Использование таких вспомогательных средств значительно повышает качество обучения, улучшает методику преподавания. Это мощный инструмент визуального мышления, который делает учебный процесс более эффективным и привлекательным, способствует развитию научно-исследовательских навыков у детей, обеспечивает повышенный уровень мотивации и творческой активности на занятиях. Мультимедиа проекторы, позволяют проводить уроки с использованием мультимедиа лекций, электронных учебников, иллюстрационных презентаций с использованием фото и видео материалов, выполнять виртуальные мини-исследования и многое другое.

Одним из основных достоинств использования мультимедийной анимации в работе с детьми является наглядность и динамичность анимированного материала. Проведение занятий с применением анимированных рисунков, особенно с младшеклассниками, способствует повышению положительного эмоционально-психологического фона и как следствие более продуктивному усвоению изучаемого материала.

Использование подобной анимации возможно на занятиях любых учебных дисциплин, а так же при ведении классных часов, общих и родительских собраний и прочих мероприятий задействованных в образовательном процессе.

Главное, чтобы анимационная программа, какого бы вида она ни была, давала чувство эмоционального комфорта для всех её участников - ощущение исполнения желания, достижения цели, чувства радости, прилива жизненных сил и психологического подъёма.

В качестве вспомогательного звена в культурно-эстетическом воспитании детей выступают досуговые учреждения такие, как театры, музеи, кинотеатры, средства массовой информации, творческие союзы, технические и спортивные общества, добровольные организации. Поэтому закрепить положительный результат от проделанной работы желательно посещением выставок, галерей, театров, а так же религиозно-культурных и исторических учреждений. Такие посещения должны иметь ознакомительный, добровольный характер, оставляя возможность каждому индивиду для формирования своей точки зрения, мировоззренческой позиции на предоставленную информацию.

Важно понимать, что любая организуемая деятельность не является самоцелью - это только лишь средство для создания среды, в которой каждый может успешно развиваться. Для детей это особенно важно, ведь грамотно организованная социальная среда оказывает колоссальное влияние на повышение общего уровня культуры личности, пробуждает веру в свои силы и возможности, устанавливает новый качественный стиль межличностных общений.

  1. Понятие «анимация» и «социально-культурная анимация»
  2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

ВТуристском терминологическом словареИ.В. Зорина и В.А. Квартальнова Анимация – это комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени.

Анимационная деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересный и развивающий досуг. Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. Активное же освоение личностью общественных и производственных отношений зависит напрямую от культурного и нравственного развития. Здесь особое значение приобретает досуг. В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Поэтому специалисту, имеющему дело с организацией свободного времени человека, необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации и растущее количество возможностей организации досуга. Одной из таких молодых отраслей социальной психологии и педагогии становится социально-культурная анимация.

Во второй половине ХХ века термин «анимация» (от латинского anumation – оживлять, воодушевлять, одухотворять) сразу стал использоваться в нескольких значениях:

1) Анимация – художественная деятельность по созданию мультфильмов;

2) Анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности, направленной на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Как видно из приведенных определений, одним и тем же термином обозначаются совершенно разные виды деятельности, что ведет к некоторой путанице. Возможно, есть смысл оставить термин «анимация» для создателей анимационных фильмов, а в сфере социально-культурной деятельности использовать понятие «социально-культурная анимация», которое предполагало бы деятельность по формированию, продвижению и реализации досуговых программ разного назначения: от релаксационно-оздоровительных до культурно-образовательных и творческих.

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей социально-культурной деятельности.

Социально-культурная анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Так основной целью социально-культурной анимации станет преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма др.), реабилитация критических состояний личности и помощь творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества (театр, хореография, пластические искусства), в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет сегодня признать социально-культурную анимацию наиболее прогрессивным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Педагогический аспект социально-культурной анимации заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

‑ целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

‑ стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

‑ создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

Как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

Как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время,

Как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.

Существует довольно много различных определений понятия социально-культурная анимация, одно из них дает Н. Н. Ярошенко. Социокультурная анимация (animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

М. Симоно дает такое определение: «Социально-культурная анимация – это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов».

Проанализировав определения социально-культурной анимации вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод о том, что объединяющими элементами всех этих определений являются:

Общественные группы или индивиды общества;

Различные методы (социальные, педагогические, психологические и т.д.);

Социальное поведение людей.

Данные элементы свидетельствуют о том, что социально-культурная анимация связана, прежде всего, с социализацией.

И здесь, анимация выступает как своеобразная услуга по организации досуга, преследующая цель ‑ повышение качества обслуживания потребителей досуговых услуг, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения на предприятия социально-культурной сферы.

Социально-культурная анимация охватывает широкое поле деятельности :

Анимационные программы во время приема пищи в условиях проведения стилизованных, уходящих корнями в историю и национальные традиции обедов и банкетов;

Анимационные программы во время экскурсий;

Спортивно-оздоровительные анимационные программы;

Анимационные программы во время туристских походов;

Культурно-исторические праздники, массовые театрализованные зрелища, фестивали, ярмарки и карнавалы;

Музейные анимационные программы с широким спектром возможностей: от культурных инсценировок до исторических реконструкций;

Анимационные программы при организации семейных и корпоративных праздничных мероприятий;

Туристская и гостиничная анимация.

2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

Опираясь на сущностные свойства социально-культурной анимации, на их содержательные характеристики, можно определить базовую структуру функций социально-культурной анимации:

Функция рекреации – предполагает восстановление и развитие физических и духовных сил человека в процессе отдыха;

Функция релаксации отвечает за восстановление энергетических затрат личности, снятие стрессов, напряжения, за возвращение в состояние душевного равновесия;

Функция коммуникации реализуется как способ «оживления» и «одухотворения» межличностных и межгрупповых отношений, формирует продуктивное общение, обогащает опытом взаимодействия в социуме;

Функция адаптации реализуется как процесс психологического приспособления к новым условиям жизни, социальным нормам и правилам, системе ценностей, способствует развитию навыков ориентирования в социальной среде;

Функция коррекции предполагает реализацию механизма «исправления» внутреннего состояния, а также преодоления отрицательных настроений и эмоций, аномалий в развитии личности;

Функция регенерации реализуется в процессе социокультурной анимации посредством восстановления и накопления положительных эмоций, создания и сохранения хорошего настроения;

Функция реконструкции реализуется посредством воссоздания и воспроизведения забытых ощущений, эмоциональных состояний души; способствует возрождению комфортных состояний души в процессе анимации, а также возобновлению социально-духовных связей личности с обществом [Курило Л.В., с.67].

Среди основных принципов , на основе которых выстраивается анимационная работа, Н. Н. Ярошенко выделяет следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

Человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Помимо принципов социально-культурной анимации Н. Н. Ярошенко выделяет также ее задачи :

Комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

Помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

Подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

Выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

Помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

Подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций.

Социально-культурная анимация позволяет решить задачи обеспечения условий для всестороннего свободного развития личности, её творческого самовыражения, а также создает условия для эффективного контроля в сфере культуры.

Программное анимационное воздействие на человека во время его досуга в комплексе решает проблему становления, развития, сохранения и восстановления его здоровья: соматического физического, психического и нравственного. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений социокультурной анимации, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Типология направлений социокультурной анимации

В каждом из вышеперечисленных типах анимационных программ можно использовать различные формы анимационной деятельности, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Типология анимационных занятий

Данные виды анимационных программ имеют экономический и социальный эффект, который включает в себя:

1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счет сокращения пребывания в больнице и поликлинике.

2. Сокращение временной нетрудоспособности за счет профилактики заболеваемости;

3. Возрастание объема производства и национального дохода за счет:

Увеличения производительности труда;

Снижения смертности в трудоспособном возрасте.

Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:

а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;

б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)

в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности (социометрия, интерперсональная диагностика Т. Лири и др.);

г) ценностно-смысловых отношений личности.

д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)

Таким образом, социально-культурная анимация выполняет роль стимулирования полноценной рекреационной, досуговой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы посредством воодушевления, одухотворения. Этот вид деятельности уже стал неотъемлемой частью жизни современного человека.


Лекция: «Рекреативно-анимационные программы: Сущность и типология»

Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, то есть конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий. Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

В «Энциклопедии туризма» рекреация определяется как «1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; З) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды».

Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».

Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека (например, медики считает наиболее продуктивным отдыхом сон). Таким образом, досуг является лишь частью отдыха, поскольку не включает время на сон и другие непреложные затраты, которые можно назвать отдыхом.

В человеческой деятельности интерес представляет культурный досуг , который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный.

С понятием «досуг» в наше время очень тесно связано понятие «анимация».

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: Поэтому можно говорить об анимационных программах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и в учебных заведений. Здесь мы будем говорить о рекреационной, туристской и гостиничной анимации, поэтому разграничим эти понятия.

Рисунок 1 – Типология анимации

Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская анимация –это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т.д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как национальность, возраст, пол, численность (индивидуальная, групповая, массовая), а также активность участия туристов.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

Первый тип. Анимационные туристские маршруты –целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие программы предназначены для индивидуальных туристов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (профессиональным, хобби).

К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

Второй тип. Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах – программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных курортах и т.д.

Третий тип. Гостиничная анимация –комплексная рекреационная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном их участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Этот вид анимации преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания – повышения качества и предоставления услуг и уровня удовлетворенности туриста отдыхом. В маркетинговой стратегии гостиницы такая анимация используется как одна из основных привлекательных услуг.

Гостиничная анимация – понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это наиболее значимая часть туристской анимации. Анимационные программы различаются при разной организации отдыха (в клубах, гостиницах разной целевой направленности и разной величины).

Виды анимации как элементы анимационных программ.

С точки зрения системного подхода туристская анимация – это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл: для одних отдых – это путешествие, для других – чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т.д. Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

- анимация в движении –удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

- анимация через переживание –удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение –удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

- анимация через успокоение –удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

- культурная анимация –удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация –удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ. Поэтому мы вправе называть их рекреативно-анимационными программами. Рекреативно-анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимация – это своеобразная услуга по организации и проведению досуговых программ, преследующая цель – повышение качества обслуживания, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых в социально-культурные учереждения.

Конечной целью анимации является удовлетворенность человека отдыхом – его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции анимации.

На протяжении всей истории существования человечества прослеживаются связи развлечений и досуговой деятельности, от самых древних времен до наших дней, но предпосылками возникновения рекреативно-анимационных программ в их современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации, в соответствии с рисунком 2.

Реалии повседневной жизни (повседневности) Последствия повседневности Реакция людей на повседневность как источник рождения туристского спроса на анимационные услуги
Индустриализация Урбанизация Повсеместное техническое окружение Экологическое загрязнение Монотонность труда Увеличение жизненных нагрузок Физическая и психическая утомляемость Нехватка времени и сил на творчество и любимое дело Повышенная плотность населения Разрыв с природой Усталость от городской суеты Множественность случайных связей Желание: – уехать из города на природу; – разнообразить впечатления, прикоснуться к духовным ценностям; – познать и увидеть новых людей; – двигаться и развиваться; – общения, соревнования и т.д.

Рис. 2. Предпосылки возникновения анимации

«Следствием быстрого технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби). Урбанизация также создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественности случайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого – повышенный спрос на такие услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные прогулки, экскурсионно-развлекательные программы, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги. Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современного человека, характера его трудовой деятельности в связи с индустриализацией и урбанизацией привело к изменению его потребностей в отдыхе и, соответственно, к изменению содержания досуга.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (рекреативно-анимационных программ), которые бы отвлекали человека от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни».

Итак, рекреативно-анимационные программы – это комплексные досуговые программы, которые дают возможность отдохнуть от повседневных жизненных проблем, проводят эмоциональную разрядку, нейтрализуют негативные стороны повседневной жизни, посредством использования различных видов анимации.


Рекреационная анимация
Досуговая анимация (с местными жителями) Туристская анимация
Познавательная анимация Ценностно-ориентированная анимация Практически-преобразующая анимация Творческая анимация

Рис. 3. Типология досуговой анимации

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т.д.

Ценностноориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций досуговой анимации реализуется в зависимости от реального состояния конкретного социально-культурного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой. Структура государственного устройства определяет ценностноориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т.е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Досуговая анимация является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки. Поскольку досуговая анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

Из трех главных рекреационных функций досуговая анимация призвана выполнять прямым образом две функции – спортивно-оздорови-тельную и познавательную. «В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции анимации:

1. Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой.

2. Компенсационную , освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни.

3. Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность.

4. Оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни.

5. Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.

6. Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире.

7. Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование.

9. Гедонистическую (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Такое разнообразие функций анимационного сервиса обусловило и многообразие видов досуговой анимации, а также большую разновидность анимационных программ и мероприятий» .

Социальные функции досуговой анимации таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, досуговая анимация влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие досуговой анимации следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Современный специалист социально-культурного учреждения – «это высокопрофессиональный организатор досуга». Прежде всего, следует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т.д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии. Умение стимулировать, направлять деятельность людей, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности – основа профессионального мастерства.

Практическая деятельность социально-культурного учреждения строится по направлениям работы, при этом используются различные средства достижения цели. Исходя из этого, можно назвать функции, направления и средства. Осуществляя эти функции, социально-культурное учреждение выполняет свое общественное предназначение. Этот процесс не что иное, как осуществление определенным образом упорядоченных досуговых анимационных программ, создаваемых по определенной тематике, с глубоким общественно значимым содержанием.

Выполняя ту или иную функцию, социально-культурное учреждение, во-первых, выступает как пространственно-организационная база информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организует и проводит воспитательно-просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном отношении именно эта отрасль деятельности социально-культурного учреждения наиболее многопланова и содержательно насыщенна. Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию, на которой «замыкается» деятельность не только социально-культурного учреждения, но и всех организаций, заинтересованных в создании конкретной анимационной программы.

Создание, консолидация организационных, творческих, исполнительских, пропагандистских, поисково-исследовательских и иных задач, которые не могут быть строго «уложены» в перечисленные функции, но также весьма важны. Это относится в первую очередь к праздничным и обрядовым программам. Их задача – «общественное оформление узловых точек» на жизненном пути личности или коллектива.

Целостную систему досуговой анимации следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система досуговой анимации включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть социально-культурных учреждений разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Самым эффективным институтом в досуговой анимации является социально-культурное учреждение клубного типа. В учреждениях культуры клубного типа досуговая анимация становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловленное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в досуговой анимации личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.

Типология методов анимационной деятельности в социуме, как способов реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности или группе (социальная защита, социально-психологическая коррекция, творческая реабилитация, выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.).

Групповая психотерапия и психологический тренинг. Художественное творчество как ведущий метод анимации. Специфика анимационной работы с различными социальными группами.

Опорный план-конспект

Российские исследователи анимации (Е.Б. Мамбеков, Л.В.Тарасов, Н.Н.Ярошенко и др.) считают, что для французской анимации к началу 1980-х годов было характерно признание важности социальных связей, а их совершенствование рассматривалось как цель анимации.

Анимация и в современной французской педагогической литературе понимается как метод интеграции и участия, нацеленный на совершенствование социальных отношений при посредничестве аниматора.

Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. Выделяются следующие группы методов:

· социальной защиты;

· социально-психологической коррекции;

· творческой реабилитации;

· выявления и поддержки динамических тенденций творческого самоопределения и др.

Индивидуальные, групповые и макрогрупповые методы анимации (количественный критерий ).

Постоянные, периодические и разовые формы работы (временной критерий ).

Типология социальных групп, с которыми проводится анимация. Объектом анимационной деятельности выступают:

Открытая группа (общность людей, не связанная между собой межличностными отношениями, население города, района, коллектив крупного промышленного предприятия и др., случайная аудитория анимационных мероприятий, например, прохожие на улице города и т.п.);

Полуоткрытая группа – аудитория систематически проводимых мероприятий, доступ на которые ограничен определенными правилами или особенностями собирающихся вместе людей;

Закрытая группа – специальные группы, в которых устанавливается тесный межличностный контакт, и поэтому приход новых участников практически невозможен. Это группы, которые собираются время от времени (группы психологического тренинга, семейные клубы, сословные клубы и другие общественные объединения), а также общины – социальные группы людей, которые совместно проживают, занимаются трудовой деятельностью, реализуют общие задачи обучения, преодоления последствий заболеваний, физических дефектов.



Среди направлений анимации выделены:

Основными формами анимационной деятельности здесь является групповая психотерапия, тренинг, совместные занятия творчеством.

В 1880 году в Берлине были организованы первые курсы по оказанию помощи при несчастных случаях на рабочем месте. «Помощь в целях самопомощи» – такова была идея отцов-основателей нынешнего Союза рабочих-самаритян, насчитывающего в Германии свыше 700000 членов, спонсоров и добровольных помощников. В современной деятельности этого союза реализуются гуманитарные акции, ориентированные на все категории населения, в том числе и на детей. Идея социально-педагогической помощи детям не новая и для России, но опыт, который накоплен Союзом рабочих-самаритян, действительно показателен. В основе педагогических программ, курируемых ими, лежит принцип включения ребенка в особую микросреду творчества.



Метод психодрамы определяется отношениями внутри группы как процесс социального взаимодействия, который, в свою очередь, влияет на эти отношения. Драматический элемент укрепляет отношения учеников друг с другом, их взаимопонимание. Используя драму с этой целью, учитель должен начинать со спланированной работы в маленькой группе и постепенно переходить к спонтанной импровизации с большой группой. В качестве примера работы с маленькой группой приводится изучение второклассниками истории американских индейцев. Ученики разделяются на группы по три или четыре человека, их просят приготовить церемонию празднования рождения нового члена племени. Эти «церемонии» они показывают всему классу. Ценность такой игры в том, что ученики могут обмениваться своими идеями, что помогает развивать чувство общности, умение слушать других и выражать свои взгляды, приходить к соглашению с другими членами группы. Недостатком спланированной работы в маленькой группе является относительная изоляция учителя, его роль сведена к наблюдению и к случайному вмешательству.

Пример неспланированной импровизации для целой группы – работа на тему «Эвакуация детей из опасных районов во время Второй мировой войны», основанная на литературном произведении. Учительница просит детей поставить себя на место родителей эвакуируемых, пришедших на организационное собрание. Сама учительница играет роль чиновника, который разъясняет процедуру и отвечает на вопросы родителей. Это собрание не «репетируется». Преимущество такой работы в возможности учителя направлять драматическую фантазию детей изнутри. Успех такой игры возможен в том случае, если ученики и учитель охотно исполняют свои роли, а ученики согласны с участием учителя в их игре.

Неспланированная импровизация для маленькой группы объяснена на примере изучения темы миграции в первом классе. Учитель приводит пример ситуации переезда семьи на новое место. Многие дети имеют опыт переезда, другие знают о нем от знакомых. Группы по три или четыре человека получают задачу вообразить, что они члены семьи, собравшейся в последний раз за столом в их старом доме. Они распределяют роли, но разговор за едой не планируется. Этот метод наиболее эффективен, потому что способствует разговору на определенную тему без добавления извне. Вмешательство учителя неуместно. Он может только наблюдать и делать заметки.

Пример спланированной презентации целой группы – театрализация в четвертом классе женской школы темы сопротивления апартеиду в Южной Африке. Учительница, рассказывая об этой теме, уделяет особое внимание решению правительства выдать пропуска женщинам и рассказывает о различных маршах протеста, о сжигании пропусков и т.д. Затем учениц просят приготовить свой собственный акт протеста. Это задание требует серьезности и динамичности от группы. Оно сближает класс, консолидирует информацию, которую они получили, дает возможность выбрать из нее самое важное, чтобы написать общее заявление. Учителю важно в такой работе не поддаться соблазну «срежиссировать» эту работу, ученики сами должны быть режиссерами.

Все вышеперечисленные формы использования драмы нельзя рассматривать в изоляции. Они используются во взаимодействии, в комбинации в соответствии со специфическими требованиями группы. В любом случае обучение драме остается областью творчества, непредсказуемого в своих выводах, различного в своих методах.

Дискурсивный (языковой) аспект драмы не менее важен, чем социальный.

Драма теснейшим образом связана с языком. Она создает возможности для учеников расширить их языковой фонд, связать свои лингвистические возможности со специфическими ситуациями.

К школьной анимации в полной мере приложимы три главных принципа психологической помощи: добровольность, конфиденциальность, ответственность.

Опыт педагогов-практиков свидетельствует о том, что эффективная работа с детьми и подростками возможна при наличии определенных условий. Чтобы войти во внутренний мир ребенка, необходимо отчетливо представлять особенности социального контекста развития этого подростка, «качество жизни» и ее реалии: состояние медицины, экологии, институтов семьи и школы, социальный, экономический, политический аспект современного ему бытия.

Ввиду огромной миграции населения во всех странах мира аниматорам приходится принимать во внимание культурную специфику развития подростка (обычаи, верования, домашний уклад, способы коммуникаций). Очень важно учитывать маргинальность подростка, если он живет в инородной среде.

Для любого педагога, работающего с детьми и подростками, обязательны психологическая грамотность, умение применять знания возрастных особенностей детей и подростков, их индивидуальных различий (темперамента, характера) в своей работе. И психотерапевт, и психолог-консультант общаются не с представителем пола или возраста, не с носителем тех или иных черт, а с уникальным индивидом, неотторжимым от среды его обитания (школа, семья, улица) и находящимся в определенной системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Ребенок, подросток в каждый момент жизни несет в себе и свое прошлое, и свое будущее. Умение видеть ребенка в истории его развития, во временной перспективе – одно из важнейших профессиональных качеств педагога-аниматора.

Групповая психотерапия и психологический тренинг. Программа педагогической и психолого-педагогической работы аниматора при этом выстраивается на основе изучения результатов тестирования, оценки личностных качеств, наблюдений.

Следует отметить, что анимация направлена на профилактику психических и социально-психологических последствий, возможных в случае потери физического, социального или умственного статуса. При этом анимация не может заменить собой существующую систему социальной и медицинской помощи нуждающимся людям.

Элементы групповой психотерапии, включаемые в программу анимационной деятельности, позволяют достигать:

На внутриличностном уровне – изменения познавательного характера (изменение определенной ценностной установки); аффективного характера (принятие самого себя); поведенческого характера (усвоение действий, приносящих удовлетворение);

На межличностном уровне – изменение познавательного характера (улучшение восприятия, понимания и оценки других людей); аффективного характера (достижение чувства удовлетворения контактами с социумом); поведенческого характера (приобретение социальных навыков).

В процессе совместного восприятия, размышлений и переживаний участники проявляют внутриличностную активность. Устанавливая дружеские взаимоотношения с участниками анимационной группы, участники реализуют межличностную активность. Наиболее важной здесь является задача способствовать появлению чувства принадлежности к коллективу, где у всех участников идентичные недомогания, трудности и проблемы.

Применяются следующие общие упражнения – релаксация, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование процедур трансактного анализа и др.

Участие в таких упражнениях позволяет членам анимационной группы выступать одновременно в роли активного участника и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки отдельных типов поведения.

Художественное творчество как ведущий метод анимации. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются основными средствами анимации в социокультурной среде. Основной принцип применения творчества в социально-культурной анимации – искусство для участника, а не искусство для зрителя .

Цель таких видов творчества состоит в том, чтобы доставить больше удовольствия участникам, чем публике. В таких программах участники могут исполнять по очереди роли, играть несколько ролей, выступать в качестве авторов и организаторов собственных постановок.

Обращение к формам и методам анимации, более того, тщательное их изучение представляется актуальным и для современной российской реальности. Это в первую очередь связано с общим курсом на гуманизацию и гуманитаризацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности. Современная педагогика социально-культурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой – обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приобретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).

Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность себя формирует, развивает, совершенствует, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

Современная социально-культурная деятельность вносит посильную лепту в процесс социализации человека, его развития в наилучших духовных потенциях и дарованиях. О. Бенар, теоретик социокультурной анимации, высказывал мысль о том, что по отношению к требованиям, которые предъявляет постоянно изменяющееся современное общество, «анимация предстанет в ближайшем будущем основным компенсаторным, регуляционным, катализирующим феноменом, смягчающим культурный износ, обновляющим поведение, взгляды, способствующим приспособлению и самостоятельности; анимация есть социальный ответ, который система дает на специфические проблемы, возникающие в ходе ее же эволюции».

Социально-культурная анимация представляет собой убедительную форму «оживляющей социальной терапии», своеобразный паллиатив кризису западного общества с его индустриализацией, техническим развитием, урбанизацией, массовой культурой, затрудненностью межличностных коммуникаций. Среди направлений анимации выделяются следующие:

1. Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности.

2. Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация).

3. Формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни – логотерапия).

Во Франции существуют различные варианты культурно-воспитательных центров, которые именуются «интегрированными культурными центрами», «социопедагогическими комплексами» и пр. При подобных учреждениях создают учебные курсы, библиотеку, спорткомплекс, иногда и церковь. Сюда приходят дети и взрослые. Для родителей учеников устраивают встречи с педагогами, психологами, специалистами по профориентации и пр. Порой функции подобных центров берут на себя учебные заведения, вовлекая, таким образом, в орбиту анимационной деятельности практически все население страны.

Специфическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Социально-культурная анимация явилась ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе последних лет. Здесь имеются в виду изменения структуры производства, расширение пространства свободного времени, демократизация общественной жизни, развитие новых технологий, движение к информационно ориентированному миру. В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в социально-культурной деятельности, нацеленной на обновление знаний и умений, раскрытие креативных способностей. В этой связи работа социально-культурных аниматоров, по мнению французских исследователей, должна содействовать свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы.

Опыт французских аниматоров и их последователей в других странах показывает, что это специфическая область педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь. В этом и состоит ключевое отличие социально-культурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего. Изучение опыта французских аниматоров является одним из источников обновления теоретических представлений и технологий современной российской социально-культурной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика молодежи как социальной группы. Проблемы молодежной деятельности, состав социальной работы с молодежью и содержание государственной молодежной политики. Оценка состава современной социальной работы с молодежью в Республике Бурятия.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы. Социальные проблемы и потребности молодежи. Социальные службы в решении молодежных проблем. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Технологии социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2009

    Консультирование как один из методов социальной работы с молодежью. Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми людьми. Социальные учреждения по делам молодежи. Добровольческое движение как форма работы с молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Формы социальной работы с безработной молодежью. Социальные гарантии, пособие по безработице, социальное страхование. Консультирование, профориентация как методы социальной работы. Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие и виды анимации. Формы и технологии современной социокультурной анимационной деятельности. Подготовка специалистов досуговой сферы в зарубежных странах. Особенности и опыт организации анимационной деятельности лиц пожилого возраста в Европе.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Молодежь: понятие, концепции и направления в изучении молодежных проблем. Принципы и задачи социальной работы с молодежью. Основные цели государственной молодежной политики, методика ее реализации на современном этапе развития Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2014

    Теоретические основы изучения молодежи. Статус и структура молодежных общественных организаций. Анализ путей совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации "Т.Е.М.А." в рамках социальной работы с молодежью.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

В исследованиях М. В. Никитского социокультурная анимационная деятельность рассматривается как часть культурной и воспитательной системы общества, как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики. Автор обращает внимание на весьма важную составляющую социокультурной анимации - ее мировоззренческий (смысловой) потенциал, так как само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой - обозначать внутренний (anima - душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса .

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее можно обозначить и как педагогику досуга.

Вообще социокультурная анимация (animation - anim: душа - одушевление, оживление) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогических и психологических технологиях активации (оживления) окружающей социальной среды и включенных в нее субъектов. Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных специалистов в области культурно-досуговой деятельности Е. Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

– как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях;

– как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;

– как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику и даже структуру анимационной деятельности, которая проявляется на организационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом (как) уровнях. Вместе с тем не следует ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями (лишь бы заполнить досуг, неважно чем, неважно для чего), поскольку весьма серьезная составляющая социокультурной анимации - это ее мировоззренческий (смысловой) потенциал. Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой - обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного со-участием, со-чуствием, со-действием) .

В связи с этим можно сказать, что в современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики отношений.

В этом плане типична мысль французской исследовательницы проблематики социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами. Схожую мысль выражает и М. Симоно, определяя социокультурную анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на индивидов. Понятно, что это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности.

Надо сказать, что возникновение социокультурной анимации, по крайней мере как самостоятельного явления в науке, социологи условно связывают с Францией 1901 года, когда был введен закон о создании различных неполитических ассоциаций . До этого года различные социальные объединения людей (по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не могли мыслиться вне конкретного политического действия, очевидного или скрытого. К 1901 году ситуация резко изменилась: увеличился объем свободного времени населения за счет постепенного сокращения рабочего времени. Начали получать развитие любительские ассоциации (объединения), что и потребовало соответствующего юридического оформления.

Вместе с тем возникновение специальной заинтересованности именно в педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном построении педагогического процесса формально принято относить к периоду 70-х годов ХХ столетия. В это время во Франции проводились обширные социологические исследования, которые касались, кроме прочего, особенностей внеучебного времени подрастающих поколений и, соответственно, влияния содержания этого времени на общий социальный фон как в среде молодежи, так и в социуме вообще. Результаты оказались плачевными. С одной стороны, условия для конструктивного заполнения жизненного времени подрастающих поколений сводились к минимальным значениям, с другой - сами дети в основной своей массе, кроме потребления, ничего не хотели и не могли: ни знать историю, ни поддерживать и культивировать собственную и мировую культуру и т. д. Тогда правительство Франции в спешном порядке озаботилось выделением больших бюджетных ресурсов на решение этой проблемы.

Нашелся и человек, которого принято теперь считать основоположником социокультурной анимации, - это Жан Фридман. Он выступил с идеей формирования гармоничного единства ребенка и той среды, в которой он развивается . Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг первоочередных программ государства. По ее замыслу - вся страна становится воспитательной нацией. Такого рода решения конечно же потребовали больших изменений, и не только общесоциальных, но и сугубо педагогических: необходимо было пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания, разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных оживить окружающую среду и социальное бытие вообще. Поэтому с начала 70-х годов ХХ столетия начали активно проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования и целеполагания, аудитории социокультурной деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. В результате к концу ХХ века социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга.

Что касается нашего отечественного опыта в области социально-культурной деятельности, то здесь можно сказать следующее. В недавнем прошлом, в эпоху Советского Союза, в нашей отечественной педагогике и сфере заполнения досуга в целом был накоплен достаточно богатый опыт построения такой деятельности. И хотя она редко называлась социокультурной анимацией, однако именно эта сфера социальной деятельности была весьма насыщенной.

Достаточно вспомнить чрезвычайно активную и конструктивную деятельность пионерской и комсомольской организаций, богатый опыт организации летнего (каникулярного) досуга, внеклассную работу в школе, функционирование социально-педагогических комплексов и другое. Однако надо помнить и известные события последнего десятилетия ХХ века, когда в стране вся социальная (в т. ч. воспитательная) сфера была оставлена в самом беспомощном и убогом положении. Это и понятно - о какой профессиональной организации досуга могла идти речь во время колоссальных социально-экономических и политических потрясений… Вместе с тем накопленный за прошлое столетие богатый опыт в сфере социально-культурного развития населения в нашей стране все чаще обращает на себя внимание не только отечественных, но и зарубежных специалистов.

Сейчас, в современном российском обществе, тенденция инициации социальных действий в сфере досуга становится все более актуальной, и на это, по мнению специалистов, есть ряд причин:

– изменение мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в социуме;

– изменение экономического статуса социально-культурной деятельности, потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

– переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

К этим причинам можно добавить еще одну:

– потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-культурной деятельности советского периода.

Что же представляет собой социально-культурная анимационная деятельность сегодня? Необходимо напомнить, что хотя понятие социокультурная анимация встречается не только, порой не столько, в педагогической сфере, тем не менее деятельность по социальному оживлению, включению человека в активную жизнедеятельность по своей сути является психолого-педагогической. Это становится тем более очевидным, если мы рассмотрим методы социокультурной анимации, особенности подготовки различных мероприятий анимационного характера.

Известно, что такой специалист, как социокультурный аниматор (по крайней мере в таком звучании), чаще встречается в сфере культурно-досуговой, а не в педагогической, например в туристическом, развлекательном бизнесе, в шоу-бизнесе и т. д. Схожее обозначение такого специалиста ранее звучало как «массовик-затейник». Однако в нашем случае социокультурный аниматор - это не только и не столько сценический персонаж, ведущий какого-либо шоу, но - специалист. Какие же характеристики имеет такая специализация?

Самая общая: аниматор - специалист осуществляющий анимационную работу. Если обратиться к французскому опыту социокультурной анимации, то мы увидим, что социокультурные аниматоры во Франции в большинстве своем - волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие. Здесь происходит постоянный процесс формирования активистов из числа посетителей учреждений социокультурной сферы.

Но, наряду с добровольными активистами, существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами. По данным журнала французских аниматоров «L`Education Nouvelle» за 2009 г. здесь обучалось около 2500 человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики.

В связи с этим выделяются два типа аниматоров :

– руководители (аниматоры-координаторы);

– аниматоры-специалисты, возглавляющие различные объединения, ассоциации, кружки (ремесленные, технические, художественной самодеятельности и т. п.). Они преподают на различных курсах, осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже оказывают психологическую помощь.

Но главное - на социокультурных аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями.

Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен, согласно утвержденному уставу. Вместе с тем он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.

Если соотнести такую деятельность с нашим отечественным опытом, то мы вправе отнести ее к деятельности социального педагога. И здесь нет противоречия, скорее наоборот: ведь мы полагаем, что социокультурная анимация по сути и характеру - прикладная дисциплина социальной педагогики. Современная концепция социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину, исследующую процесс социального воспитания и социализации человека в целом на всех возрастных группах. С позиций социально-педагогического анализа социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения. Не случайно наименование специализации менеджеров социально-культурной деятельности в России в последнее время определяется государственным образовательным стандартом как «педагогика социально-культурной сферы».

Если говорить о функциях социокультурной анимационной деятельности, то, пожалуй, главной из них можно назвать регулятивную. Эта функция обозначается как главная, исходя из понимания того, что личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними необходима функция социального контроля. Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной жизни общества.

Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных характеристики социокультурной анимационной деятельности (в прямом переводе) :

1. Специфический социальный контроль свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности (праздность - мать всех пороков).

2. Ограничение и направление рынка потребительства, на котором реализуются делания личности (вытекает из тезиса: творчество - это отдача, а не потребительство).

3. Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социально-профессиональной деятельностью (делу время, потехе час).

4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование.

Что касается собственно цели социокультурной анимационной деятельности, то ее можно обозначить как «оживление», «одухотворение» межличностных и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных ориентаций личности средствами культурно-досуговой деятельности. При этом основными задачами этой деятельности можно считать:

– преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции;

– профилактика социальных отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.);

– реабилитация критических состояний личности;

– помощь в творческой самореализации личности.

Считается, что для решения этих задач в социокультурной анимационной деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса:

1) процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

2) процесс установления межличностных отношений;

3) процесс творчества как решение проблем в окружающем мире.

Анализ исследований проблематики современной социально-культурной деятельности показывает, что у нее есть научное и, можно сказать, вполне конкретное методологическое основание .

Очевидно, что рассмотрение феномена окружающей среды как некоего потенциала, хранящего в себе позитивные и негативные тенденции, способные так или иначе влиять на развитие человека, началось отнюдь не в 70-е годы ХХ столетия, а гораздо раньше. Историческим прототипом социокультурной деятельности можно считать педагогическое средоведение. Эта область научного знания возникла на рубеже XIX–XX веков. Основоположником его принято считать немецкого ученого Адольфа Базумана. Полагая, что основной предпосылкой общей теории воспитания является наука о влиянии среды, исследователь заключил: необходима специальная наука о среде для достижения педагогических целей. Он выпустил первую часть «Педагогического средоведения» и работу «Педагогическое учение о среде». К области педагогического средоведения можно отнести и труды соотечественников Базумана - Генриха Каутца («Под сенью фабричных труб»), А. Вольфа («Типы среды») и других.

Однако как некую теоретическую и в известном смысле практическую основу социокультурной анимационной деятельности в нашей стране можно считать так называемую педагогику среды.

В отличие от средоведения, педагогика среды была детищем отечественной научно-педагогической мысли. Ее основателем принято считать С. Т. Шацкого, ему же приписывается авторство самого термина, хотя задолго до Шацкого, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и другие педагоги-мыслители ставили вопрос об исследовании воспитательных возможностей среды.

Надо отметить, что педагогика среды - это не просто совокупность воззрений на среду и зависимость от нее человеческого поведения. Это технология. И сегодня мы можем сказать, что педагогика среды - это направление педагогической мысли и практики, ориентированное на учет, организацию и использование возможностей среды в воспитательных целях.

Отечественная библиография насчитывала к началу ХХ века более пятисот работ по проблематике педагогики социокультурной среды, а уже к 20–30-м годам «средовая» проблематика занимала исключительное место в исследованиях педологов, реактологов, рефлексологов, психологов и педагогов. Показательны высказывания ученых и организаторов образования тех лет: «Вопрос о воздействии окружающей среды, об организации этих воздействий является центральным для нашей педагогики» (А. С. Пинкевич) ; «Социальная среда - есть истинный рычаг воспитательного процесса, вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» (Л. С. Выготский) ; «Во всяком педагогическом воздействии можно выделить три момента:

1) того или тех, кто является организатором (т. е. субъектом) этого воздействия;

2) того или тех, кто находится под воздействием субъекта;

3) ту среду, которая создается в целях педагогического воздействия» (А. Г. Калашников) .

В заключение можно привести известные слова А. С. Макаренко: воспитывает не воспитатель, а среда; а также не менее известную в педагогическом мире мысль Н. Н. Иорданского: нет среды - нет воспитания.

Проблема теоретического и практического изучения среды, к которой следовало адаптироваться детям или которая должна была приспосабливаться к детям, в педагогике среды была самой острой. Педагоги по-разному смотрели на среду, по-разному ее типологизировали. Популярными были такие словосочетания, как «среда для ребенка», «среда учреждения», «социально-организованная среда», «классово-дифференцированная среда», «социально-бытовая», «деревенская», «городская», «своя», «возрастная», «духовная среда» и др. Так или иначе, но представителей педагогики среды объединяло видение педагогического процесса в виде трехчастной схемы: объект - среда - субъект.

Вместе с тем имелись значительные расхождения в ответах на вопрос, как и что следует изучать в среде. Одни исследователи предполагали изучать ее объективные характеристики, а для этого пользоваться преимущественно объективными и социологическими методами сбора и обработки информации (М. С. Бернштейн, С. С. Моложавый, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина). Предлагались разнообразные схемы обследования среды. (Установление системы показателей и измерительных единиц для педагогического учета и изучения воспитывающей роли среды эти авторы мыслили как составную часть плана участия педагогов-исследователей в переделке среды.)

Другие считали изучение объективных характеристик среды недостаточным. Они полагали, что практикующийся обычно метод изучения среды путем пространных таблиц и анкет или общих социологических схем не может дать ни положительных объективных результатов, ни удовлетворения исследователю-педагогу. «Мы изучаем какие-то абсолютные показатели среды как обстановки, - писал Л. С. Выготский, - полагая, что зная эти показатели, мы будем знать их роль в развитии ребенка… Изучать среду надо не как таковую, не в ее абсолютных показателях, а в отношении к ребенку. Та же самая в абсолютных показателях среда есть совершенно разная для ребенка 1 года, 3, 7 и 12 лет» .

Практически изучать среду, с точки зрения этого ученого, значило определять в ней роль разнообразных факторов воспитания для того, чтобы разобраться, что хорошо, что плохо в воспитании, которое дается средой, а также чтобы оказать организационное воздействие на нее, т. е. найти такие ее элементы, которые могли бы сработать на оживление социокультурного пространства.

Интересно мыслил и изучал среду С. Т. Шацкий - как с субъективных, так и с объективных позиций. Он считал важным изучать среду через детей, в детском освещении, преломленную сквозь детскую призму, а также втягиваться мало-помалу в более серьезное, объективное изучение среды. Он считал, что для педагога важны две точки зрения - детская (индивидуальная, специфическая) и объективная (приближающаяся к научной). Этот педагог считал эффективными следующие способы изучения среды: анализ детских высказываний, рисунков, сочинений, отражающих жизнь среды, анализ того, что перед ними происходит, чтобы по реакции ребенка, по его навыкам, привычкам, повадке определять ту среду, откуда он вышел и в которой находится.

В те годы было получено множество данных, подтверждающих зависимость от среды различных способностей, свойств, качеств, черт личности ребенка, да и не только ребенка, речевых навыков, мышления и способности суждения (А. Р. Лурия, Е. И. Тихеева), целей, мотивов, всего содержания жизни (М. Я. Басов). С. С. Маложавый, например, утверждал, что личность не только продукт среды, она также проявляет себя в реакции на внешние и внутренние условия среды: стоит измениться социальной среде, как сейчас же меняется и поведение человека. То есть возникает некая динамика, гибкость процесса взаимодействия человека и среды, при этом нет простого и однозначного результата, обусловленного (видимого) изначально.

Справедливо сказать, что изучение среды педагоги рассматривают как условие для последующего изучения личности, для составления планов работы и организации средовых воздействий. В современных социально-педагогических реалиях подобные взгляды могут конструктивным образом учитываться при организации психолого-педагогического взаимодействия в рамках целостного педагогического процесса. Последнее позволяет заключить, что генеральная линия реализации социально-культурной анимационной деятельности состоит в активном предотвращении отчуждения личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений .