Реально располагаемые доходы населения. Структура денежных доходов населения россии. Подушные доходы населения

Денежные доходы населения - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за провала экономических реформ и резкого социального расслоения населения денежные доходы у определенных его категорий находятся на крайне низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.

На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е гг. XX в. и на современном этапе оказывали и оказывают серьезное влияние такие факторы социально-экономического характера, как:

неустойчивость экономического развития, дефолт 1998 г., финансово-экономический кризис 2008-2010 гг.;

  • инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х гг. носила гиперинфляционную форму;
  • невыплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;
  • многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты труда.

Реальные (располагаемые) денежные доходы населения (с учетом индекса потребительских цен) хотя в период 2000- 2010 гг. возрастали более высокими темпами, чем промышленное и сельскохозяйственное производство, однако их уровень в 2010 г. еще оставался на 12% ниже уровня 1990 г., в 2012 г. - ниже на 6% и, судя по прогнозам Минэкономразвития, он не достигнет уровня 1990 г. и в 2013 г.

Денежные доходы населения формируются за счет следующих источников:

  • оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т. п.;
  • доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата, доходы от реализации имущества и др.;
  • государственные социальные выплаты (трансферты) - пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

Соотношения между указанными тремя источникам доходов зависят от социального состава конкретной семьи, например работающая супружеская пара без детей и супруги- пенсионеры. Естественно, в первой из них основным источником доходов будет оплата труда, а во второй - социальные выплаты.

На структуру доходов семей (домохозяйств) оказывает влияние место проживания -- город или село. Материалы Росстата о выборочных обследованиях бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что в структуре доходов городского населения более 90% приходится на денежные доходы, в то время как в сельской местности почти треть приходится на натуральные поступления (в стоимостном выражении).

Главными источниками натуральных поступлений являются производимые в подсобных хозяйствах продукты или произведенные для собственного потребления на приусадебных участках, а также полученные семьями от работодателей или государства товарно-материальные ценности.

В практике анализа и планирования денежные доходы населения классифицируют не только в зависимости от источника их поступления, но и в зависимости от равномерности и надежности поступления.

В зависимости от равномерности

  • регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
  • периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
  • случайные и разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

В зависимости от надежности поступления различают доходы:

  • гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);
  • условно-гарантированные (оплата труда);
  • негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Основное место в доходах населения занимают оплата труда (включая предпринимательскую деятельность) и государственные социальные выплаты. На них приходится более 90% всех доходов (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Структура доходов домохозяйств за 1995-2011 гг.

(в % к общим доходам) 22

На уровень денежных доходов населения государство воздействует с помощью законодательных актов и через налоговый механизм.

В целях регулирования уровня оплаты труда и социальной защиты населения еще с декабря 1991 г. был установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. За период с 1991 г. по настоящее время МРОТ десятки раз изменялся, стремясь оградить минимальную оплату от обесценения из-за инфляции. Однако, несмотря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы. С 1 октября 2005 г. МРОТ был установлен в размере 747 руб. в месяц при прожиточном минимуме 3018 руб., или в 4 раза меньше прожиточного минимума. В 2011 г. он составлял 4471 руб. при прожиточном минимуме

6369 руб. или меньше прожиточного минимума в 1,4 раза . На 2013 г. величина МРОТ установлена в размере 5205 руб. в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ.

Согласно действующему законоположению предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют права платить работникам меньше установленного минимума.

В соответствии же с принятым в 2002 г. новым Трудовым кодексом РФ оплата труда должна быть поэтапно доведена до прожиточного минимума.

Понятие «прожиточный минимум» введено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Прожиточный минимум - это стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Так называемая потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (50% в целом по РФ), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум определяется для основных социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры, дети, а также в среднем на душу населения.

Потребительская корзина составляется тоже для трех основных групп населения в целом по стране и по регионам не реже одного раза в пять лет. Она разрабатывается по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ с участием Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а в субъектах РФ - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ. Одновременно с предложениями о потребительской корзине в целом по РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом по РФ. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ утверждаются Правительством РФ.

В табл. 2.2 приведены данные о потреблении важнейших продуктов питания на одного человека в соответствии с потребительской корзиной, утвержденной Федеральным законом от

03.12.2012 № 227-ФЗ.

Таблица 2.2

Потребление продуктов питания в расчете на 1 человека в год, исходя из утвержденной потребительской корзины на 2013 г.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по стране и в регионах определяется исходя из потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ.

Так, величина прожиточного минимума в 2001 г. в среднем на душу населения в РФ составляла 1500 руб. в месяц, в 2002 г. - 1808 руб., 2003 г. - 2112 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2304 руб., пенсионеров -1605 руб., детей - 2090 руб., в 2004 г. (IV кв.) - 2451 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2690 руб., пенсионеров - 1849 руб., детей - 2394 руб. .

Прожиточный минимум необходим и используется:

  • во-первых, для оценки уровня жизни населения при разработке федеральных и региональных социальных программ;
  • во-вторых, для обоснования минимального размера оплаты труда и минимальной пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, для оказания государственной социальной помощи малоимущим.

В 2003 г. МРОТ составлял лишь 25,6% от величины прожиточного минимума. Рядом законов, как отмечалось, установлено, что МРОТ и минимальная пенсия по старости поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума (в 2010 г. указанное соотношение составляло 76,1%. К сожалению, в 2011 г. - лишь 70,2%).

По данным Росстата, в 2011 г. населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума насчитывалось 18,1 млн чел, или 12,8% от общей численности населения страны .

В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи (или одинокого человека) ниже величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, то такая семья (гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Представительные органы субъектов РФ, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку исходя из размеров своего бюджета.

Ограничение максимального размера оплаты труда государство установить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, - договором с отдельным работником.

В составе денежных доходов населения заметное место занимают, как отмечалось, государственные социальные выплаты - пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.

Пенсионной системой в России охвачено 40,2 млн престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Идет процесс ухудшения демографической ситуации. На конец 2011г. соотношение работающих и пенсионеров составляло 1,7:1, а к 2030 г., по некоторым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1:1 (в то время как в развитых странах 2,2-2,4:1). На 1 января 2012 г. средний размер месячных пенсий с учетом компенсационных выплат составил 8203 руб., что равно 128,8% величины прожиточного минимума. С 1 января 2002 г. в стране проводится реформирование системы пенсионного обеспечения, с тем чтобы существенно увеличить доходы пенсионного фонда, повысить заинтересованность работающих к уплате отчислений в Пенсионный фонд с целью заработать в перспективе соответствующую пенсию. Введена трехуровневая система пенсий - базовая, страховая и накопительная, вместо единого социального налога введены страховые взносы.

Кроме пенсий российские граждане из Фонда социального страхования РФ получают пособия. Наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности и пособия на детей. Лица, потерявшие работу, получают пособие по безработице из бюджета (Государственный фонд занятости населения РФ с 1 января 2001 г. упразднен).

Расширение рыночных отношений в России вызвало резкое расслоение в обществе и социально-имущественную дифференциацию населения. Поляризация общества усугубляется. Это можно видеть, сравнивая 20% группы домохозяйств самых обеспеченных и самых необеспеченных. В 2011 г. в 20-процентной группе богатых было сосредоточено 47,4% всех денежных доходов, а в 20-процентой группе самых бедных - лишь 5,2%, т. е. в 9,1 раза меньше .

В результате реформирования экономики в нашей стране, по выражению акад. РАН Д. С. Львова, возникли две России, не похожие друг на друга. Один ее образ - это богатое государство, успешно возводящее капиталистическое общество благоденствия. Другой - бедная страна с множеством жгучих социальных и экономических проблем.

В России богатой 15% ее населения аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты. В России бедной 85% населения имеет лишь 8% доходов от собственности и 15% всех сбережений .

В России среди населения появилась значительная доля бедняков с низким уровнем денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей - в жилье, питании, одежде, услугах. Показателем бедности в экономической литературе признан удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России он составлял, как отмечалось, на начало 2012 г. 12,8% от общей численности населения.

Обследования бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что доля бедных выше среднего в сельской местности. Крайне бедны малоимущие семьи, воспитывающие трех и более детей.

Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.

В целях реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Правительством РФ в 2004 г. был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, разрабатываемый с 1996 г. в соответствии с Указом Президента России от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». В проекте закона предусматривалось законодательное закрепление системы социальных нормативов и норм, регламентирующих основные массовые виды выплат населению, общедоступных и бесплатных услуг социальной сферы, как приоритетные при формировании бюджетов и устанавливаемые законодательством РФ, нормативноправовыми актами Президента и Правительства РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В систему государственных минимальных социальных стандартов включались социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищно-коммунального обслуживания. К сожалению, законопроект до сих пор не принят, а необходимость его принятия очень велика.

Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей.

Источниками доходов населения являются:

Оплата труда;

Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда;

Доходы от предпринимательской деятельности;

Социальные трансферты;

Доходы населения от собственности;

Доходы населения от продажи иностранной валюты;

Прочие поступления.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используются показатели: совокупные ,номинальные, денежные ,располагаемые ,реальные доходы .

Совокупные доходы населения (СДН) – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.

Номинальные доходы (НД) – это сумма начисленных доходов. Основным показателемденежных трудовых доходов является номинальная заработная плата, как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу.

Располагаемые доходы (РД) – это номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП), т.е. это доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения. Поэтому их можно считать конечными доходами. К ним относится показатель фактически выплаченной (чистой) заработной платы.

РД = НД – НП.

Доля этой части в общем объеме номинальных доходов составит –

Реальные доходы характеризуются количеством потребительских товаров и услуг, которые может приобрести население на располагаемые (конечные) доходы для удовлетворения своих личных потребностей.

Существенные расхождения между размером номинальных и реальных доходов связаны с изменением покупательной способности рубля – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели доходов приобретают, если для расчетов используются постоянные цены, либо их изменение учитывается с помощью индекса покупательной способности рубля (I пср.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (I р).Реальные располагаемые доходы населения рассчитываются по формуле:

или

,

.

.

Аналогично рассчитываются реальные совокупные доходы (РСД) населения как совокупные доходы (СД) с поправкой на покупательную способность рубля:

.

Для характеристики динамики денежных доходов населения строятся соответствующие индексы. При этом следует учитывать, что не всякий рост денежных доходов при наличии инфляции в экономике может свидетельствовать о повышении уровня жизни населения, а только рост в реальном выражении с корректировкой на индекс потребительских цен. Важнейшим является индекс реальных располагаемых доходов:

Следовательно, скорость изменения реальных располагаемых доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности рубля.

Индекс реальных доходов в расчете на душу населения:

Особое значение в анализе доходов населения имеют показатели средней номинальной исредней реальной заработной платы. Средняя номинальная заработная плата (НЗП) рассчитывается по отдельным предприятиям, учреждениям, организациям, по отраслям и формам собственности, регионам и по стране в целом как отношение начисленного фонда оплаты труда (ФОТ) к соответствующей численности работников (Т):

Номинальная заработная плата – это заработная плата, фактически начисленная работникам в соответствии с количеством затраченного ими труда. Ее реальное содержание определяется покупательной способностью рубля.

Средняя реальная заработная плата характеризует ее покупательную способность, т.е. выражается через количество продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которое работающие могут приобрести на свою среднюю заработную плату. Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней номинальной заработной платы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП) и индекса цен на потребительские товары и услуги населению (I р):

Индекс реальной заработной платы может быть рассчитан –

или

Например, если номинальная заработная плата увеличилась в текущем году на 33%, а цены за этот же период возросли на 18,5%, то реальная заработная плата увеличилась только на 12,2 процентов. Это означает, что работающие могли приобрести на свою заработную плату товаров и услуг больше, чем в предыдущем году, только на 12,2%.

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Состав денежных доходов населения, особенности их формирования

в современных условиях ……………………………………………………………5

2.Мотивы образования сбережений ………………………………………………11

3.Проблемы увеличения реальных доходов населения

Республики Беларусь……………………………………………………………….20

Заключение …………………………………………………………………………24

Список использованных источников……………………………………………… 25

Приложения…………………………………………………………………………27

Введение

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей.

Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Поэтому регулирование доходов, заработной платы является частью политики любого государства. Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Республике Беларусь вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблем требует большего государственного вмешательства, так как доходы населения не только определяют его материальное положение, но и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе.

Актуальность названной темы определяется тем, что важнейшей задачей, стоящей перед правительством Республики Беларусь в современных условиях, является поиск стратегических направлений социально-экономического развития. Важным фактором экономического роста и повышения благосостояния населения выступают денежные доходы, которые формируют устойчивый спрос на товары и услуги, с одной стороны, и определяют уровень потребления, с другой.

Рыночные преобразования усиливают зависимость экономической системы от материального благополучия населения, так как требуют более широкого использования денежных доходов населения в качестве бюджетных, кредитных и страховых ресурсов, вовлечения их в инвестиционные проекты.

Государство должно осуществлять регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.

Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы сущности состава денежных доходов населения, мотивы образования сбережений населения, выявить проблемы увеличения реальных доходов населения Республики Беларусь.

Основными задачами для достижения поставленной цели являются:

¾ изучение состава денежных доходов населения;

¾ выявить основные факторы, оказывающие влияние на денежные доходы населения;

¾ определение мотивов образования сбережений населения;

¾ изучение проблем, связанных с увеличением реальных доходов населения Республики Беларусь.


1. СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В условиях рыночной экономики, когда объектом купли-продажи становятся не только производимые блага, но и все без исключения ресурсы, собственники которых получают вознаграждение за их использование (явное или неявное), определяющим фактором в достижении определенного уровня благосостояния являются доходы. Под ними понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом. Как видно из определения, доходы включают в себя стоимостную (денежную) и натуральную составляющие.

Размер и состав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных, характеристик уровня жизни населения. Доходы населения не только определяют его материальное положение, но и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. Доходы характеризуются уровнем, составом и структурой, динамикой, соотношением с расходами, дифференциацией по различным слоям и группам населения.

Денежные доходы населения включают всю совокупность денежных поступлений за определенный период времени. К ним относятся оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и оказания на сторону различного рода услуг, доходы от всех видов и форм собственности и безвозмездные денежные поступления и пособия.

Уровень доходов членов общества является важнейшимпоказателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход – это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располага емые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.), доходы от собственности и др.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице и т.д.).

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

Выплат по государственному страхованию;

Банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство;

Процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

Доходов от увеличения стоимости акций, облигаций и погашении по займам;

Выигрышей по лотереям;

Временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

Выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Но, несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты. Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

Таблица 1.1-Денежные доходы в расчете на душу населения (тысяч рублей в месяц)

Годы Республика Беларусь Области
Брест-ская Витеб-ская Гомель-ская Гроднен-ская г. Минск Минская
1995 515,7 429,4 480,8 521,1 478,3 715,9 464,7 485,5
2000 46,5 41,4 42,5 44,5 45,4 70,3 36,0 40,6
2006 329,3 281,4 280,9 289,2 324,4 520,3 278,7 271,6
2007 416,9 353,4 365,3 357,9 405,5 644,9 354,1 366,5
2008 503,9 415,2 435,5 419,6 486,4 799,4 432,5 441,7
2009 648,2 543,0 567,1 537,8 616,5 990,7 592,1 567,2

Источник:

В таблице 1.2 представлен состав денежных доходов населения Республики Беларусь.

Таблица 1.2-Состав денежных доходов населения Республики Беларусь (миллиардов рублей)

Денежные доходы населения – всего 1995 2000 2006 2007 2008 2009 в % по 2009 г.
63077,4 5577,3 38622,4 48685,1 58670,0 75305,1 100
в том числе:
оплата труда 40271,0 3118,9 22413,9 29534,3 34545,4 44229,9 58,73
трансферты населению 14435,1 1078,9 8344,9 10585,2 12344,8 15368,0 20,41
из них:
пенсии и пособия 12744,2 969,9 7675,5 9503,7 11283,6 14183,5 18,83
стипендии 270,3 17,6 102,4 222,3 232,3 249,9 0,33
другие трансферты населению 1420,6 91,4 567,0 859,2 828,9 934,6 1,24
доходы от собственности 2184,6 108,8 624,0 739,2 1021,1 1479,9 1,97
из них:
проценты по депозитам 1489,7 72,9 489,9 609,7 853,9 1216,5 1,62
дивиденды 657,2 29,3 112,2 72,7 106,4 181,0 0,24
прочие доходы от собственности 37,7 6,6 21,9 56,8 60,8 82,4 0,11
прочие доходы 6186,7 1270,7 7239,6 7826,4 10758,7 14227,3 18,89
из них:
поступления от продажи продукции сельского хозяйства 1092,9 94,8 809,1 895,0 1005,8 1333,0 1,77
доходы от предпринимательской
и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления
5093,8 1175,9 6430,5 6931,4 9752,9 12894,3 17,12

Источник:

По данным таблицы 1.2 видно, что наибольший удельный вес (58,73%) в составе денежных доходов населения Республики Беларусь занимает оплата труда, а наименьший –доходы от собственности (1,97%).

В таблице 1.3 представлена структура денежных доходов населения Республики Беларусь по областям.

Таблица 1.3-Структура денежных доходов населения в 2009 году по областям

Республика Беларусь Денежные доходы населения – всего,
млрд. руб.
В том числе в процентах в % по областям
оплата труда трансферты населению доходы от собственности прочие доходы
75305,1 58,7 20,4 2,0 18,9 100
Области:
Брестская 9344,8 55,5 22,5 1,7 20,3 12,41
Витебская 8638,5 55,7 23,1 1,7 19,5 11,47
Гомельская 9464,5 64,2 25,4 1,8 8,6 12,57
Гродненская 8172,4 53,1 21,1 1,7 24,1 10,85
г. Минск 21659,0 61,2 14,3 2,8 21,7 28,76
Минская 10359,1 59,8 22,0 1,4 16,8 13,76
Могилевская 7666,8 57,0 22,8 1,5 18,7 10,18

Источник:

По данным таблицы 1.3 видно, что наибольший удельный вес занимает в г.Минск (28,76%) и Минская область (13,76%).

В таблице 1.4 представлены денежные доходы в расчете на душу населения.

Таблица 1.4 -Денежные доходы в расчете на душу населения (тысяч рублей в месяц)

Годы Республика Беларусь Области
Брест-ская Витеб-ская Гомель-ская Гроднен-ская г. Минск Минская

Могилев-

ская

1995 515,7 429,4 480,8 521,1 478,3 715,9 464,7 485,5
2000 46,5 41,4 42,5 44,5 45,4 70,3 36,0 40,6
2001 96,2 82,2 86,7 91,9 95,4 153,7 71,4 80,1
2002 143,5 120,7 127,8 140,7 140,9 230,3 106,8 116,7
2003 192,4 163,6 163,6 177,1 179,5 328,5 145,2 152,8
2004 250,8 213,1 217,1 224,8 241,4 396,4 215,2 204,9
2005 329,3 281,4 280,9 289,2 324,4 520,3 278,7 271,6
2006 416,9 353,4 365,3 357,9 405,5 644,9 354,1 366,5
2007 503,9 415,2 435,5 419,6 486,4 799,4 432,5 441,7
2008 648,2 543,0 567,1 537,8 616,5 990,7 592,1 567,2

Источник:

Итак, можно сделать вывод, что денежные доходы населения -это сумма всех видов поступлений в денежной форме, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видов экономической деятельности или использования собственности, а также безвозмездно в форме социальной помощи, пособий, дотаций и льгот.

2. МОТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ

Сбережения населения (англ. savings) - часть денежных доходов (поступлений) населения, отвлекаемая от расходования в настоящем в пользу будущего. Сбережения населения, как не использованная за определенный период часть денежного дохода физического лица или семьи (домашнего хозяйства) - элемент оборота денежных доходов населения. Как приростная величина в процессе возобновления и непрерывного присоединения к накопленным результатам предыдущих лет сбережения населения образуют финансовое богатство (бумажные активы) семьи как часть общего ее богатства. В этом качестве сбережений населения - элемент накопленного запаса, денежная часть состояния семьи за период, близкий к неопределенности, поскольку этот период может охватывать не только жизненный цикл данной семьи, но и результаты деятельности предшествующих поколений. Статистически - это накопленный остаток денежных средств семьи по состоянию на конкретную дату. Являясь отложенным потреблением, текущий прирост сбережений населения, а также накопленная сумма финансового богатства являются резервом роста экономики и развития банков, формируя привлеченный капитал коммерческих банков, инвестиционный потенциал государства.

В сберегательных отношениях переплетены многообразные связи: воспроизводственные - по поводу распоряжения частью стоимости причитающегося сберегателям общественного продукта; функционально-денежные - связанные с оборотом совокупной денежной массы и насыщением различных ее элементов; долговые - при формировании активов граждан в коммерческих банках, на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, в пенсионных и страховых фондах; и, наконец, отношения по поводу созидания богатства, включая формирование капитала на семейной и индивидуальной основе.

Денежные сбережения населения – это постепенно формируемая часть не используемого на текущее потребление денежного дохода в целях обеспечения последующего потребления или получения дополнительного дохода.

Основной принцип сберегательного процесса состоит в том, что человек сберегает определенную часть дохода тогда, когда ожидаемая полезность потребления этой суммы в будущем выше, чем полезность потребления ее в настоящее время.

Величина сбережений определяется двумя важнейшими факторами: уровнем дохода и высотой процентной ставки, предлагаемой банками по вкладам.

Также на сбережения населения оказывают влияние: привычки, традиции, психологические склонности, ожидания домохозяйств, связанные с будущими ценами, доходами и наличием товаров, потребительская задолженность семей, изменения в уровне налогообложения.

Наибольший процент сбережений идет, как правило, на цели, соответствующие отложенному спросу (покупка автомобиля, квартиры, дорогостоящих товаров). Накопление сбережений для этих целей носит временный характер и связано с необходимостью синхронизации моментов получения доходов и их потребления.

Альтернативным способом синхронизации потребления с получением доходов является потребительский кредит, при котором сначала осуществляются затраты, а затем соответствующие вычеты из доходов.
Среди других мотивов важное место принадлежит страховому мотиву. В этом случае сбережения осуществляются на случай непредвиденных обстоятельств (болезнь, смерть и т.п.).

Выделяют также мотив межгенерационных трансфертов, который предполагает финансовую поддержку родственников. Чаще всего это связано с обучением и воспитанием детей.

Группа населения, ориентирующая сбережения на отложенный спрос, отличается, как правило, высоким или средним уровнем дохода, относительно большой суммой сбережений. Страховой мотив в большей мере характерен для групп с низким доходом. Мотив межгенерационных трансфертов примерно в равной степени присущ всем группам с разным уровнем дохода и сбережений.

Указанные мотивы ориентированы непосредственно на потребление. В каждом из них в той или иной степени присутствует стремление к получению одновременно дополнительного дохода.

В то же время мотив получения дополнительного дохода в сберегательном поведении населения (особенно в условиях рыночной экономики) можно выделить и в чистом виде, т. е. когда он играет определяющую роль. Главная цель таких сбережений не потребление, а доход, инвестирование в приносящие доход активы. В этом случае широко используются не только долгосрочные банковские вклады, но и приобретение акций, облигаций. Сбережения этого вида аккумулируются сверх тех необходимых сбережений, которые используются на потребительские цели. Чем больше в обществе богатых людей, тем больше сбережения осуществляются по причине этого мотива.
Кроме сбережений по субъективным мотивам, периодически возникают немотивированные сбережения, или сбережения по объективным причинам.
Их разделяют на вынужденные и иррациональные.
Вынужденные сбережения – это сбережения, которые сформировались в результате несоответствия предложения и спроса. В результате данной диспропорции возникает дефицит товаров и услуг, что в итоге приводит к появлению целого комплекса неблагоприятных социально-экономических факторов: вынужденные сбережения достигают особенно больших значений, происходит повышение цен. Иными словами, рост сбережений не всегда является показателем эффективной национальной экономики– необеспеченность денежных ресурсов населения товарной массой ведет к аномальному росту сбережений («ищущие деньги»).

Иррациональные сбережения образуются в результате отставания платежеспособных потребностей населения от роста его платежеспособных возможностей (денежных доходов), т. е. избыток сбережений зачастую появляется в результате быстрого увеличения дохода, когда возможности для расширения потребления еще не привели к возникновению новых потребностей.

Сбережения населения выступают в качестве важнейшего источника внутренних ресурсов развития банковской системы и национальной экономики в целом. Это обеспечивается посредством трансформации сбережений в производственный капитал. Денежные сбережения домашних хозяйств, находящиеся на банковских счетах, используются для кредитования экономики и служат для финансирования создания новых капитальных благ, что обеспечивает рост ВВП и благосостояния населения в целом.

Процесс сберегательной активности населения Беларуси характеризуется тенденцией роста денежных сбережений.

По состоянию на 1 января 2010 г. банками Республики Беларусь было привлечено (включая средства нерезидентов, сберегательные сертификаты и облигации, депозиты драгоценных металлов, объем выпущенных и размещенных банками среди населения на первичном рынке облигаций в белорусских рублях и иностранной валюте) 13 580,7млрд.руб., в том числе в белорусских рублях– 7 827,5млрд.руб., в иностранной валюте – 5 753,2млрд.руб.

Рост вкладов продолжился и в нынешнем году. Увеличение вкладов населения в феврале текущего года оказалось примерно в 1,7 раза больше, чем в феврале прошедшего года. На 1 марта 2010 г. общий объем привлеченных средств населения составил 15 391,5млрд.руб., в том числе в белорусских рублях – 6 614,1млрд.руб., в иностранной валюте – 8 777,4млрд.руб.

Указанная динамика находит отражение в увеличении объема привлеченных средств в расчете на душу населения на протяжении последних 10 лет.

Если в 2001 году в среднем на 1 жителя республики приходилось 42,1 тыс. руб. сбережений, размещенных в банках, то на 1 января 2010г. – 1401,6 тыс. руб., на 1 марта 2010 г. – 1 591,4 тыс. руб.

Удельный вес сбережений в общей сумме расходов и сбережений населения был за эти годы величиной непостоянной. Например, в 2007 году он составлял 7,5%, а в 2008 – 6,4%. В то же время доля процентов по депозитам в общей сумме доходов населения выросла с 1,3% в 2006 году до 1,6% в 2008-м.

Депозиты населения составляют основную долю привлеченных средств населения, которые на 1 января 2010 г. составили 97,7%, облигации – 1%, средства нерезидентов – 1%, сберегательные сертификаты – 0,3%.
В территориальном разрезе объем депозитов населения распределен в зависимости от количества населения, проживающего в регионе, уровня его доходов, концентрации отраслевых предприятий с наиболее высоким уровнем заработной платы и других факторов.

Основная часть привлеченных средств населения сконцентрирована традиционно в столичном регионе. На долю г. Минска и Минской области (по состоянию на 1 января 2010 г.) приходилось 49,4% от общего объема депозитов физических лиц, на долю Брестской – 10,7%, Витебской – 10,7%, Гомельской – 11,9%, Гродненской – 9%. На долю Могилевской области приходится наименьший удельный вес общего объема депозитов населения – 8,3%.

По состоянию на 1 января 2010 г. привлеченные средства населения составили 21,5% от общей суммы всех обязательств банков. Эта цифра постепенно увеличивается и свидетельствует о растущей роли денежных сбережений населения в структуре банковских ресурсов.
С 2004 года до ноября 2008 г. в банковской системе сохранялась тенденция увеличения сбережений населения в белорусских рублях. Однако ее дальнейшее развитие было остановлено влиянием мирового финансово-экономического кризиса.

С ноября 2008 г. структура привлеченных средств населения начала меняться в пользу иностранной валюты. В декабре 2008 г. – январе 2009 г. происходил активный «перелив» средств со срочных вкладов в белорусских рублях во вклады в иностранной валюте.

Основной отток депозитов в национальной валюте был в январе – 1,07 трлн. руб., в иностранной валюте произошел рост депозитов – 2,1 трлн. руб. В феврале 2009 г. ситуация улучшилась. Отток депозитов в белорусских рублях сократился и составил 140 млрд. руб. Депозиты населения в иностранной валюте за февраль 2009 г. увеличились на 887,8 млрд. руб., достигнув примерно 3 млрд. долл.

Анализ показывает: несмотря на мировой финансово-экономический кризис, негативно повлиявший на экономику республики, оттока депозитов населения из банковской системы страны не произошло. Этот факт говорит об устоявшемся доверии населения к национальной банковской системе.
Этому способствовали оперативно принятые меры по гарантии сохранности вкладов, отмене декларирования крупных денежных сумм, размещаемых в банках, а также увеличение требований по финансовой устойчивости банков.

При современных формах обращения денег собственно сбережений населения, даже в наличной национальной и иностранной валюте, находятся вне обращения (в покое) лишь для каждого конкретного сберегателя. Для общества в целом, включая иностранных эмитентов денег, эти деньги, благодаря их кредитной природе, не покидают активного оборота - они замещены кредитом. В нормальных условиях воспроизводства то, что для одного поколения является роскошью, для следующего становится уже только приличным уровнем благосостояния, а в дальнейшем - необходимым и для групп населения, стоящих ниже по качеству жизни. Сбережения населения призваны обеспечить эту тенденцию повышения потребностей.

Уровень доходов, получаемых населением, в большинстве случаев ограничивает возможности удовлетворения постоянно возрастающих потребностей и тем самым предопределяет необходимость накопления денег для приобретения желаемых товаров.

Проявлением необходимости сбережений населения служит система мотивов их образования. Однако не все сбережения населения рационально мотивированы. В составе немотивированных сбережений населения особое место занимают сбережения населения, вызванные инфляцией. Процесс образования сбережений населения не свободен от известного ограничения текущего удовлетворения потребностей. Образованные при этом сбережения населения только тогда являются выражением спроса, когда достигнут величины, достаточной для покупки. Рост социальных гарантий нейтрализует необходимость сбережений населения на «черный день», позволяя тем самым перейти от отказа от многих жизненных благ к рациональному образованию сбережений в целях сбалансированности во времени потребностей и платежеспособности семей.

Образование сбережений населения - многофакторный процесс, охватывающий: особенности развития и удовлетворения потребностей; влияние распределительных отношений (политики доходов и цен); демографическую ситуацию и социальные характеристики семей, поведение людей в сфере потребления в сберегательном процессе. Многие факторы противоположны по своему действию. Так, опережающий платежеспособность рост потребностей, с одной стороны, тормозит развитие сбережений населения, с другой - под его влиянием неизбежно расширяется номенклатура товаров и услуг, для приобретения которых необходимо накопление денег, что способствует увеличению сбережений населения. Рост денежных доходов населения, увеличивая возможности образования сбережений, одновременно вызывает и противоположные тенденции в результате расширения самого круга потребностей населения, а также сокращения периода, необходимого для накопления сумм, обеспечивающих дорогостоящие покупки.

Следует отметить, что денежные сбережения населения, прежде всего организованные, продолжают сохранять большое социально-экономическое значение - и как важный макроэкономический фактор (в результате их накопления правительство получает в свое распоряжение значительные финансово-кредитные ресурсы), и так сказать «на микроуровне»: с точки зрения сглаживания диспропорций между уровнем текущих доходов граждан и некоторыми ценами, рационализации структуры семейного бюджета, и в социальном плане (поддержание приличного уровня потребления после выхода на пенсию, оказание помощи молодым семьям и т.п.).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что денежные сбережения населения определяются как часть дохода, оставшаяся после уплаты налогов, которая не потребляется, т.е. сбережения - это часть личного дохода, которая не выплачивается в качестве налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров. Трактовка сбережений населения тесно связана с понятием денежного «запаса». Оно определяется как:

1) откладывание части денежной суммы для дальнейшего ее использования в личных потребительских целях. Эта часть определяется как сбережения.
2) откладывание части денежных сумм, предназначенных для индивидуального инвестирования в формы производительного потребления средств населения (например, приобретение средств производства для осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности). Эта часть определяется как индивидуальное накопление. Мотивы сбережений населения многообразны. Но их можно классифицировать следующим образом:

1. Накапливание средств «на всякий случай, про запас», на непредвиденные расходы;

2. Бережливость (данный мотив характерен для отдельных людей, или в целом народа, в силу сложившегося менталитета);

3. Удовлетворение будущих потребностей, т.е. приобретение вещей (благ) в будущем;

4.Погашение задолженности;

6. Защита доходов от инфляции.

Возможны и другие мотивы. Однако перечисленные являются главными (основными). Таким образом, причины для сбережений многочисленны, но все они сводятся либо к защите доходов, либо к спекуляции.

Сбереженные деньги важно заставить работать, чтобы они принесли доход.
Наличие множества вариантов сбережений позволяет владельцу осуществить выбор форм сбережений. При этом, сберегатели руководствуются такими критериями, как ликвидность, надежность, доходность.

Как утверждал Джон Кейнс, людям присуще подсознательное стремление видеть в будущем повышение, а не понижение своего жизненного уровня, хотя с годами способность человека пользоваться благами зачастую убывает. Однако, стремление к сбережению обусловлено тем, что человек отдает предпочтение будущему потреблению в сравнении с настоящим. Кейнс рассмотрел следующие мотивы, побуждающие людей сберегать, отказываясь от потребления части своего дохода.

1. Стремление семьи образовать резерв на случай непредвиденных обстоятельств: болезнь, потеря работы.

2. Стремление семьи сберечь денег на случай рождения ребенка, к старости и т. д.

3. Стремление обеспечить себе в будущем дополнительный доход в виде банковских процентов, процентов по облигациям, либо дивидендов по акциям. Люди, сознательно или нет, стремятся увеличить свои доходы в будущем.

4. Желание наслаждаться финансовой независимостью, стремление самостоятельно принимать решения.

5. Желание за счет сбережений осуществлять спекулятивные финансовые и коммерческие решения, играть на бирже.

6. Желание оставить наследство.

7. Стремление удовлетворить скупость.


3. ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничныхцен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способностьноминальных доходов.

В Республике Беларусь для увеличения доходов населения обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Начиная с 2000 года, в результате наметившегося экономического подъема и верно определенных приоритетов социальной политики государства, происходит заметный и стабильный рост заработной платы. Ежегодный прирост по отношению к 2000 году составил от 14,2% до 34,8%.

Реальные денежные доходы населения в 2010 году, согласно прогнозу, должны возрасти на 14–15%. Реальная заработная плата увеличится на 13–14% при прогнозируемом уровне инфляции – 9–10%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по народному хозяйству к концу 2010 года должна составить 500 долл. в эквиваленте.

Планируется также создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения.

Бюджет 2010 года имеет ярко выраженную социальную направленность. На финансирование социально-культурной сферы, социальную политику и поддержку населения будет направлен 41 трлн. руб., что составляет почти 62% совокупных расходов консолидированного бюджета и Фонда социальной защиты населения.

Но задача качественного повышения благосостояния населения вполне осуществима. И текущий год призван стать знаменательной вехой в ее выполнении.

Вместе с тем основная цель перспективной социальной политики не сводится исключительно к увеличению материального достатка граждан, а затрагивает разнообразные условия жизни человека; это: качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового и бытового обслуживания, состояние производственной и природной среды, культурные ценности, культура межличностных отношений и т.п. Комплекс таких условий в совокупности с потребностями и запросами людей составляет качество жизни. И в Республике Беларусь всем этим вопросам социальной политики уделяется пристальное внимание.

Исходной основой для достижения нового качества жизни служит проводимая в стране политика увеличения доходов населения. Только за 2006–2009 гг. реальная заработная плата выросла на 40,6%, реальный размер пенсий – на 36,2%, в целом реальные денежные доходы граждан – на 50,3%.

Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения.

На 2010 год перед Правительством была поставлена задача довести среднюю заработную плату в республике до 500 долл. США в эквиваленте, как и предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. (Приложение А).

Как известно, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 1695 тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб. Это позволит повысить уровень заработной платы работников бюджетных организаций в среднем на 5,2%.

С 1 января 2010 г. Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 641 в среднем на 9% повышены трудовые пенсии.

Последующий динамичный рост доходов населения, их приближение к уровню развитых европейских стран возможен только на основе инновационного, интенсивного развития национальной экономики, достижения высокой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и региональном рынках.

Политика доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда.

На протяжении ряда лет государство выделяло ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий на детей до 3 лет. Не стал исключением и нынешний год: с 1 января 2010 г. размер пособия увеличен с 80 до 100% бюджета прожиточного минимума.

С начала 2010 года также вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи».

В соответствии с ним со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума увеличен критерий нуждаемости при предоставлении единовременного социального пособия, с 3 до 6 месяцев увеличен период назначения ежемесячного социального пособия, а также утвержден новый вид помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, которое будет предоставляться безотносительно уровня доходов всем инвалидам, нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации.

Предполагается, что в 2010 году адресной социальной помощью будет охвачено более 300 тыс. человек.

По оперативным данным, в 2009 году реальные денежные доходы населения Беларуси возросли на 2,9% по сравнению с 2008 годом.
В декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008-го реальные денежные доходы населения республики увеличились на 4,7%, а по сравнению с ноябрем 2009 года они возросли на 20,9%.

Расчет сделан на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, макроэкономическую и структурную политику. По замыслу разработчиков программы, они – то и обеспечат трудоспособному населению достаточные доходы. Стратегия модернизма экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы.

Однако не стоит слишком полагаться на автоматизм влияния экономических условий на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределение доходов может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь углубляет.

Создаваемые условия должны быть подкреплены политикой доходов, то есть выработкой методов превращения возможности в реальность. Так, важной задачей такой политики является установление траектории изменения и соотношений основных источников доходов.

За этим стоит отношение государства к благосостоянию различных слоев общества: наемных работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты.

Главная проблема состоит в том, что в последнее десятилетие идет процесс обесценивания труда. Больше половины занятых получают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума.


Заключение

Возрастающее влияние денежных доходов населения на социально-экономическое развитие страны, потребность привлечения средств населения в качестве источника финансирования экономических и социальных программ, а также недостаточная разработка этих вопросов применительно к условиям становления рыночных отношений в Республике Беларусь обусловили необходимость исследования особенностей формирования и использования денежных доходов населения.

В Республике Беларусь для увеличения доходов населения обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Политика доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда.

Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения. Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения.

Список использованных источников:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн., 1997.

2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Мн., 2006.

3. Бобков, В. Уровень социального неравенства/ В. Бобков-Экономист.-2006.-№3.

4. Генкин Б. М. Эффективность труда и качество жизни. – СПб.: ГИЭА, 2007.

5. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

6. Кадомцева, С. Социальная политика и население/ С. Кадомцева-Экономист.-2006.-№7.

7. Колосницина М. Г. Экономика труда. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2008.

8. Кузнецова, Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование/Е. Кузнецова, С. Кузнецов Экономист.- 2002.- З82с.

9. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учебное пособие / Рук. и ред. А.В. Сидорович. – Москва: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997. – 736с.

10. Лавров Е. Проблемы экономического роста. Омск: ОмГУ, 2000, с. 26.

11. Новикова, В. Возможно ли справедливое распределение доходов?/В. Новикова// Экономист.-2003.-№4.

12. Рынок труда и доходы населения / под ред. Н. А. Волгина. учебное пособие. – Москва: Информационно – издательский дом «Филинъ», 2008

13. Теория финансов: учебное пособие под ред. проф. Н. Е. Зайца, М. К. Фисенко. Минск. БГЭУ, 2005г.

14. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом; Мисанта, 2005.

15. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Минск.: БГЭУ, 2003. – 299 с.

16. Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2006

17. Экономика: учеб. пособие. под ред. В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович. – Минск: БГУ, 2006. – 398 с.

18. Экономическая теория / под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой.- Минск: Тетрасистемс, 2003. – 344 с.

19. Экономическая теория: учебное пособие / И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 543 с.


Приложение А

(из Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.)

Утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год:

2010 год в процентах
к 2009 году
(в сопоставимых ценах)
Валовой внутренний продукт 111 – 113
Продукция промышленности 110 – 112
Продукция сельского хозяйства 110 – 111
Инвестиции в основной капитал 123 – 125
Производство потребительских товаров – всего 114 – 115
в том числе:
продовольственных 114 – 115
непродовольственных 114 – 115
Объем внешней торговли товарами и услугами (по методологии платежного баланса) – всего 124 – 125
в том числе:
экспорта 127 – 128
импорта 120 – 121
сальдо (млн. долларов США) (-4600) – (-4700)
Реальные денежные доходы населения 114 – 115
Розничный товарооборот 114 – 115
Платные услуги населению 113 – 114
Производительность труда 109 – 111
Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в промышленности (в процентах) 10
Энергоемкость валового внутреннего продукта (снижение в процентах) 8 – 10
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (млн. кв. метров) 6,96
Численность занятых в экономике (тыс. человек) 4740
1

В данной статье рассмотрен вопрос о причинах дифференциации населения в Российской Федерации. Приведены основные понятия, помогающие правильному пониманию разницы между уровнем дохода и дифференциацией денежных доходов для более точного понимания данного вопроса и правильного его анализа. Проанализированы статистические данные, показывающие усиление дифференциации населения по величине среднедушевых денежных доходов, как по стране в целом, так и по федеральным округам, выявлены основные тенденции развития социальной дифференциации населения Российской Федерации по источникам денежных доходов. С помощью коэффициентов структурных сдвигов найдены степени отклонений в сравниваемой совокупности, а с помощью среднего коэффициента роста и среднего абсолютного прироста осуществлен прогноз данных на 5 лет вперед. Даны рекомендации по решению данной проблемы и сохранению найденных положительных тенденций.

среднедушевой денежный доход

дифференциация населения

тенденция

федеральный округ

социальные выплаты

коэффициент

1. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 668 с.

2. Марков С.А., Титов В.А. Совершенствование методов классификации регионов по показателям структуры инвестиций в основной капитал (на примере Центральной России) // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 61–63.

3. Мартынов А.Ф., Титов В.А. Методологические подходы к управлению инновационной активностью // Транспортное дело России. – 2006. – № 12–4. – С. 40–42.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р33. Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 990 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2015: Р77.Стат.сб./Росстат. – М., 2015. – 717 с.

6. Официальный сайт «Консультант плюс», [Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/] (дата обращения: 07.01.16).

7. Официальный сайт «Гарант», [Электронный ресурс: http://www.garant.ru/] (дата обращения: 07.01.16).

8. ФСГС (Росстат), [Электронный ресурс: http://www.gks.ru/] (дата обращения: 07.01.16).

В настоящее время Россия переживает сложные времена, вызванные в том числе и непростой политической ситуацией в мире: это и санкции, которые ввели США, ЕС и их союзники из-за украинского кризиса, неустойчивость национальной валюты из-за резкого падения цен на нефть, борьба с терроризмом в Сирии. Однако это подстегивает страну к укреплению политических взглядов и определению векторов для дальнейшего развития, что сопровождается значительными трансформациями, в основном в социально-экономической сфере, такими как усиление социальной дифференциации населения по уровню жизни, в особенности по уровню доходов, и обострение проблемы бедности.

Поэтому в сложившихся условиях исследование уровня жизни населения способствует определению причин данной проблемы, а также поиску решения для сокращения столь сильного социального разрыва и для укрепления экономической ситуации в стране. Наиболее комплексно изменение уровня жизни населения можно исследовать, анализируя среднедушевой денежный доход, который позволяет наглядно и объективно рассматривать проблему социального неравенства, выявлять основные тенденции уровня жизни населения. С помощью таких методов, как метод абсолютных, относительных и средних величин; графический и табличный методы; индексный метод, анализ рядов динамики, сравнение, рейтинговый метод, можно детально выявить причины ухудшения или улучшения благосостояния населения.

Уровень жизни населения показывает степень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами, степень удовлетворения разумных, рациональных потребностей. Наиболее важными показателями уровня жизни населения являются доходы населения или ресурсы в денежном и натуральном выражении, которые используются для удовлетворения личных потребностей. А степень неравномерности распределения материальных благ между людьми показывает дифференциация денежных доходов населения, которая также помогает выделять различные слои и группы населения в зависимости от уровня их дохода.

В целом по РФ по данным Росстата среднедушевой денежный доход за период с 2000 г. возрос в 13 раз и к третьему кварталу 2015 г. составил 30514,4 руб. (по предварительным данным). В среднем ежегодно за изучаемый период среднедушевой денежный доход возрастал на 20 %. Наиболее значительный рост исследуемого показателя наблюдался в период 2000-2005 гг. - более чем на 28 % ежегодно. С 2007 г. начался процесс резкого снижения данного показателя в течение последующих 4-х лет, что обусловлено финансовым кризисом, начавшимся в США, а повторное снижение наблюдалось в 2013 и 2014 гг. из-за сложных внешнеполитических факторов.

На данный момент к 3-му кварталу 2015 г. произошел скачок на 10 %, что говорит об эффективной политике государства в 2014 г., направленной на увеличение не только данного показателя, но и рождаемости в целом по Российской Федерации, так как эти показатели находятся в постоянной связи. Стоит заметить, что за последние 8 лет среднедушевой денежный доход возрос в 2,1 раз и к началу 2015 г. составил 27 766 руб., ежегодно возрастая на 11,8 % (рис. 1).

Рис. 1. Динамика среднедушевого денежного дохода населения РФ, руб.

Во всех федеральных округах РФ также наблюдался рост среднедушевых денежных доходов. Наиболее заметный рост отмечался в Северо-Кавказском федеральном округе, за период 2008-2014 гг. среднедушевой денежный доход возрос на 113,8 % (9 675,3 руб.) и к началу 2015 г. составил 20 692 руб., самый же низкий темп прироста в Уральском - 60,9 % (18 951,9 руб.), к началу 2015 г. среднедушевой доход составил - 30 494,1 руб. В Северо-Западном, Приволжском федеральных округах денежные доходы увеличились более чем на 90 %, что в абсолютном выражении в среднем составляло 12 642,5 руб., а в Южном и Дальневосточном - рост больше чем на 100 %, что в абсолютном выражении - 14 481 руб. Из этих данных можно сделать вывод, что темп прироста среднедушевого денежного дохода выше в тех округах, в которых денежные доходы были на более низком уровне, чем в остальных. Таким образом в РФ выявляется тенденция к выравниванию среднедушевых денежных доход между округами (рис. 2).

Для детального рассмотрения данного вопроса проанализируем денежные доходы населения по источникам их поступления: оплата труда; социальные выплаты; доходы от собственности; доходы от предпринимательской деятельности; другие доходы (доходы от продаж личного имущества, авторские гонорары и т.п.) (рис. 3).

С 2008 по 2014 г. наибольший удельный вес занимала оплата труда, которая с 2010 г. по 2014 г. находится в пределах 65 %. Тенденцию к увеличению имеют социальные выплаты, это связано с активной политикой государства по поддержанию социально незащищенных слоев населения, в 2008 г. доля социальных выплат составляла 13,2 %, а к началу 2015 г. - 18,0 %.

Рассчитав линейный коэффициент структурных сдвигов за период с 2008 по 2014 г., можно получить, что за рассматриваемый период по сравнению с базисным удельный вес отдельных источников денежных доходов населения изменился на 1,9 %; а средний квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов равен 2,61 %, что говорит о высоком уровне различий структур источников денежных доходов в 2008 и 2014 гг. (табл. 1).

Рис. 2. Среднедушевые денежные доходы населения РФ по федеральным округам в 2008 и 2014 гг.

Рис. 3. Структура денежных доходов населения РФ, 2008-2014 гг., %

Таблица 1

Расчет линейного и квадратического коэффициента структурных сдвигов денежных доходов населения РФ в 2008 и 2014 гг., %

Для выявления основных тенденций и расчета перспективной величины среднедушевого денежного дохода с 2000 по 2014 г. следует рассчитать средний коэффициент роста и средний абсолютный прирост:

Выявленные основные тенденции среднедушевого денежного дохода, рассчитанные методами трехзвенной скользящей средней, механичного и аналитического выравнивания, представлены в табл. 2.

Рис. 4. Перспективная величина среднедушевого денежного дохода на 2015-2020 гг., вычисленная методами экстраполяции, тыс. руб.

Таблица 2

Основные тенденции среднедушевого денежного дохода в РФ

y(t) = 49747,55 - - 21992,65t

y(t) = 49747,55 - 21992,65t.

Таким образом, к 2020 г. среднедушевой денежный доход может составить 75446,105 руб., то есть на 47681,20597 руб. больше, чем в 2014 г.

Стоит также отметить то, что средний размер среднедушевых денежных доходов в РФ в 2014 г. равен 27764,9 руб., а наиболее часто встречающийся размер среднедушевых денежных доходов, модальный показатель, составил 11326,2 руб. Так как он на 16438,7 руб. ниже среднего размера среднедушевых доходов, то, следовательно, большая часть населения имеет низкий доход, и существует большая разница между доходами самого богатого и бедного слоев населения. Среднестатистический доход жителя России составил 20586,8 руб., т.е. 50 % имеют значение признака не больше, чем медиана, а другие 50 % - не меньше, чем медиана. Величина прожиточного минимума составила в 2014 г. 8050 руб. в месяц, что в 3,5 раза (или на 19704,9 руб.) меньше среднего размера среднедушевого дохода. Децильный коэффициент дифференциации денежных доходов в 2014 г. составил 16,3, коэффициент Джини в 2008 г. равен - 0,421, а в 2014 г. - равен 0,416, они оба все равно больше 0,33, следовательно, есть значительная степень дифференциации населения. Все вышеперечисленное доказывает наличие высокой степени дифференциации населения РФ по среднедушевому денежному доходу, но стоит заметить, что имеется тенденция к сокращению этого показателя.

Для улучшения существующего положения дел и сохранения данной тенденции необходимо большее вмешательство государства в регулирование данной проблемы путем налоговой и программной помощи малоимущим, поддержания на уровне прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь, хотя не стоит забывать, что чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности, так как это «гасит» личную предприимчивость. Также нельзя забывать, что неравенство в доходах порождено объективным действием рыночного ценового механизма, поэтому социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.

Библиографическая ссылка

Титов В.А., Климашина В.В. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РФ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-1. – С. 207-211;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40033 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

10.1 Доходы населения и их виды

В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах - одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Определим, что такое доход и какие бывают виды доходов.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.

Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные. Денежные доходы - это доходы, включающие в себя все поступления денег в бюджет семьи в виде оплаты труда работников, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др.

Натуральные доходы - это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Доходы можно также классифицировать как:

Совокупные, представляющие собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений;

Номинальные, характеризующие уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;

Располагаемые, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения;

Реальные, характеризующие номинальные доходы с учетом инфляционного роста цен и тарифов;

Реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и налогов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Основным доходом трудящихся является заработная плата, составляющая до 70% доходов работников. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это те средства, которые работник получает (или которые начислены ему) в денежном выражении за свой труд за определенный промежуток времени. Номинальная заработная плата зафиксирована в трудовом договоре (контракте), заключаемом между работником и работодателем.

Реальная заработная плата отражает покупательную способность полученных денежных средств и представляет собой номинальную заработную плату, скорректированную на индекс потребительских цен. Если темпы увеличения номинальной заработной платы ниже темпов роста уровня цен на товары и услуги, то реальная заработная плата понижается. Поэтому при повышении номинальной заработной платы необходимо учитывать рост цен, иначе увеличение размеров оплаты труда не будет нести в себе стимулирующей функции.

Распределение доходов происходит между владельцами экономических факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Однако если наемные работники участвуют в прибылях предприятия, то часть факторных доходов получают и они.

Кроме заработной платы, денежные доходы населения включают доходы от предпринимательской деятельности (прибыль), доходы от собственности (проценты, дивиденды, арендная плата), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) и другие поступления (страховые возмещения, выигрыши, доходы, поступившие в порядке наследования, и пр.). В условиях рыночной экономики в России в связи с развитием предпринимательства и различных форм собственности структура денежных доходов населения значительно изменилась по сравнению с плановой экономикой СССР (табл. 10.1).

Таблица 10.1

* С 1995 г.- включая скрытую(официально не учтенную) заработную плату
Источник: www.gks.ru/free_doc/2006/606_13/06-07.htm

Из приведенной таблицы видно, что структура доходов по оплате труда в России начиная с 1995 г. снижается, в то время как социальные выплаты (трансферты) остаются примерно на том же уровне, что свидетельствует о слабой социальной защищенности наемных работников и малообеспеченных слоев населения. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.

Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.

Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются. В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 10.1). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат - процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.

Рис. 10.1. Кривая Лоренца:
ОСА - полное равенство; ODA - после вычета налогов; ОЕА - до вычета налогов

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рис. 10.1 линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.

Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой - отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит». Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На рисунке 10.1 видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.

В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:

Коэффициент фондов - соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;

Децильный коэффициент - соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;

Индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)