Что делает снег грязным. Старт в науке. Таяние чистого и грязного снега на улице

Целью этого несложного эксперимента было показать детям каким на самом деле является снег, и сколько грязи он в себе содержит, не смотря на кажущуюся чистоту и белизну. Мы-то, взрослые, не по наслышке знаем, как в детстве хочется сосульку полизать и мороженое из снега сделать! Вот и я решила провести этот опыт со своими детьми, надеясь, что если они вдруг захотят похрустеть очередной сосулькой, может быть вспомнят наши занятия, грязную снежную воду и все же не станут есть этот противный снег.

Снег представляет собой форму атмосферных осадков, состоящих из мелких кристалликов льда. Он образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к частицам пыли и замерзают. (Так вот почему снег уже падает сверху грязным.)
На улице после недавнего снегопада мы набрали ведерко сомого чистого на наш взгляд снега.

Принесли снег домой и стали ждать пока он растает.
Но снег таял очень медленно.


Мы решили ускорить процесс, поставив наше ведерко в тазик с теплой водой. И процесс пошел явно быстрее.


Когда весь снег, наконец-то, превратился в воду, мы перелили ее в баночку.
И вот что мы увидели:


Талая вода была мутной и грязной на вид.
Такую воду пить противно - сделали вывод мои маленькие исследователи. Что и требовалось доказать!

А еще мы поговорили о фильтрах и даже решили попробовать сделать свой фильтр и посмотрели на примере нашей грязной воды как работают фильтры. Мы пропустили воду через ватный диск, который положили в воронку. Грязь осталась на ватке, а получившаяся водичка была явно чище, чем до фильтрации. Вот какая грязная, оказывается, была вода:



ПС: Делая этот опыт мы обратили внимание на еще один совершенно очевидный, но важный момент. Мы принесли домой целое ведро снега, а воды после таяния оказалось вовсе не ведро, а небольшая баночка. И мы поговорили о том, что снег пушистый, он состоит из снежинок, которые лежат не плотно друг к другу, между ними есть воздух, и что каждая снежинка это очень-очень маленькая капелька водички. А кроме того оказывается снежинки состоят на 95 % из воздуха! Именно поэтому снежинки так медленно падают, а снег имеет очень низкую плотность.

© "Мои Детки"
При использовании материалов данной статьи активная ссылка на сайт обязательна.

Тематические статьи:

Ограничивающий применение химических реагентов при уборке снега. Это был шанс хоть как-то сократить применение в городах токсичных веществ, которые отравляют нас и природу, повреждают машины и обувь.

Законопроект предлагал использовать реагенты только на проезжей части. Нужная мера, но ее недостаточно, чтобы защитить здоровье горожан. Гринпис к депутатам и чиновникам, призывая полностью прекратить применение химических реагентов, содержащих тяжелые металлы. Но власти проигнорировали мнение экологов, а также тысяч , которые просили депутатов принять законопроект против токсичных реагентов.

Депутатам, которые сомневаются в возможности будущего без реагентов, мы советуем изучить опыт северной столицы. Комитет по благоустройству Петербурга в этом году принял решение отказаться от противогололедных реагентов и в разы снизить применение соли, заменив все это качественной и своевременной уборкой снега.

После первого же большого снегопада петербуржцы просто засыпали ведомство благодарностями. «Когда кругом чистота и белый град радует своей морозной и снежной свежестью, то и хочется аккуратней ходить, бережней к природе относиться, больше любоваться красотой вокруг...» - пишут горожане на страницах Комитета в соцсетях.

«Первый год ощущение, что у нас нормальный европейский город!». «Это просто счастье какое-то, ходить в чистой обуви и ездить на чистой машине». «Большое спасибо от собачников! Годами наши животные страдали от разъедающих лапы реагентов!».

У многих были опасения, что, если снег и лед не изводить химией, ухудшится транспортная обстановка. Но ГИБДД поспешила рассеять эти сомнения. В первую неделю января нового года в Петербурге было на 10% меньше аварий, чем в прошлом, причем число аварий с пострадавшими сократилось на целых 40%.

«Я заметила, что люди стали ездить аккуратней, соблюдают дистанцию. А когда ездят по грязи, у людей агрессии больше, они несутся сами не знают куда», - стоят теории горожане.

Москвичам остается только мечтать о зиме с белым снегом.

Москвичам и жителям многих других городов о белой пушистой зиме приходится только мечтать. Дороги, тропинки и тротуары продолжают щедро посыпать ядовитым составом с примесью огромного количества токсичных веществ: свинца, ртути, меди, молибдена, хрома, мышьяка, кадмия, никеля (это неполный список).

Он не только образует едкую жидкую грязь под ногами, но и создает серьезный риск для нашей нервной, иммунной и дыхательной систем. Только в Москве в ходе зимней уборки в окружающую среду может попасть около 300 тонн токсичных веществ. А вместе с питьевой водой и городской пылью они попадут и в наш организм.

Гринпис продолжит бороться за зиму без ядовитых реагентов под ногами. Мы призываем и вас поддержать ее в своих городах.

Наталья Федотова

Первый шаг в науку 2014»

Секция естественно- научного направления.

Исследовательский проект «Можно ли есть снег

Коновалов Артём, МБДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» , подготовительная группа

Коновалов Максим, МБДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» , подготовительная группа.

Научный руководитель :

Федотова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» .

Актуальность : Наверное любой ребенок в своей жизни когда-нибудь, но пробовал снег . И никогда он не задумывался о том, что снег белый –значит чистый но почему то взрослые говорят , что он грязный . Мы, с моим братом Максимом, тоже задумались над этим и решили найти ответ на этот вопрос : «Можно ли есть снег

Цель : Узнать,можно или нельзя есть снег ?

План исследования :

1. Спросить у ребят нашего детского сада.

2. Спросить у взрослых.

3. Провести исследования снега .

4. Обобщить результаты и получить ответ на наш вопрос, пусть даже самую страшную правду!

Материалы и оборудование :

1. Одноразовые стаканчики.

2. Салфетки.

3. Увеличительное стекло.

Когда мы пришли в детский сад, то стали спрашивать у многих своих друзей, ели ли они снег и можно ли это делать. Накопилось очень много вопросов.

Из 15 опрошенных нами детей, все сказали, что снег пробовали , хотя 11 человек сказали,что это делать нельзя. 2 человека сказало, что вполне можно, 3 человека ничего не ответили.

Со многими накопившимися вопросами мы обратились к нашей воспитательнице, Наталье Николаевне. Работа у нас получилась в 4 этапа.

2. Исследование снега

Работу решили начать со сбора исследуемого материала. Снег сейчас лежит повсюду. Его мы решили взять в трёх разных местах, для сравнения.

Один стаканчик снега набрали на участке детского сада, второй на опушке Чуварлейского бора, третий – в городе, т. к. там проживает Наталья Николаевна, и нам стало интересно какой снег в городе грязный или чистый . Все стаканчики мы подписали. Их получилось три : «Детский сад» , «Лес» , «Город» .

Все стаканчики мы занесли в детский сад. На вопрос о том, чистый снег или грязный сразу мы ответить не смогли. Чтобы быстрее снег растаял мы решили поставить все стаканчики на батареи и понаблюдать, что же будет происходить со снегом . Снег стал таять . Было сразу видно, что в стаканчике с надписью «Город» снег таял намного быстрее и вода там была намного грязнее , чем в двух других.

Когда снег полностью растаял - образовалась талая вода. Затем воду из каждого стаканчика вылили на белую салфетку и решили посмотреть на них, когда они высохнут.

Мы заметили, что на всех высохших салфетках грязь есть , но на салфетках с надписью «Детский сад» , «Лес» , грязь едва заметна , а на салфетке с надписью «Город» грязь видна невооружённым глазом.

Результат исследования :

Мы выяснили, что снег представляет собой талую воду. Причём грязный снег из города тает быстрее, чем снег из сельской местности. В сельской местности снег более чистый , чем в городе. Талая вода и снег содержит грязь . Значит снег- грязный , а грязный снег есть нельзя !

Вот теперь мы точно знаем, что снег нельзя есть ни в селе, ни в городе, потому, что он грязный .

Список литературы

1. Зубкова Н. М. Пять тысяч –где. Семь тысяч-как, сто тысяч- почему . Опыты и эксперементы для детей от 5 до 9 лет-СПб.:Речь,2008.-64с.

2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 240с.

3. Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников// Дошкольное воспитание №6,2006.-41с.

4. Рыжкова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект. - М.: ЛИНКА_ ПРЕСС, 2008.-13с.

5. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании//Дошкольное воспитание № 1,4,2006.

6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности// Дошкольное воспитание №6, 2007.-13с.








Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Белый, вкусный снег идёт,

Попадает прямо в рот.

Если очень захочу,

Снег весь разом проглочу!

И тогда что будет, братцы —

На санях не покататься,

И сугробов не видать,

И в снежки не поиграть,

И на лыжах не побегать!

Плохо будет всем без снега!

Вот поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй, я!

М. Дружинина

Мы живем в городе Екатеринбурге, где зима обычно холодная и снежная. Получается, что мы наблюдаем снег очень долго, и когда мы смотрим на него, то он привлекает нас своей белизной и сверкающим блеском. Его так хочется потрогать, скатать снежки, а иногда, даже попробовать, какой он на вкус. Ведь выглядит он очень аппетитно! И я с удовольствием его ел! Но можно ли это делать?

Мне стало интересно, почему взрослые в школе и родители дома - запрещают, есть такой чистый, белый снег?

Этот вопрос интересует меня и многих детей, это и обусловило актуальность проблемы исследования, и по этой причине я, вместе с моим другом решил посвятить наше исследование снегу.

У нас возникла следующая проблема: Почему снег нельзя есть, ведь на вид он такой чистый, белый и аппетитный?

Мы предположили (гипотеза ), что снег есть нельзя, потому что он не так чист, как кажется.

Цель нашего исследования:

узнать, почему снег кажется белым,

выяснить, почему нельзя есть снег,

Для достижения этих целей мы ставили перед собой такие задачи:

узнать, что такое снег;

изучить некоторые свойства снега

определить чистоту снега в различных местах;

приготовить опытные образцы для ребят

Объектом нашего исследования стал снег.

Предметом исследования стало определение чистоты снега, взятого в разных местах.

При решении исследовательских задач был использован комплекс методов :

изучение информации по данной теме;

наблюдения;

проведение опытов;

анализ полученных результатов.

Чтобы ответить на все вопросы мы работали по следующему плану:

обсудили тему с мамами,

стали искать полезную информацию,

отобрали образцы снега в различных местах,

определили чистоту снега в различных местах,

сделали презентацию по исследовательской деятельности

оформили опытные образцы чистоты снега и показали их ребятам

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

Первый этап - изучение литературы и информации в Интернете по проблеме исследования, определение основных направлений исследования.

Второй этап - конкретизация цели и задач исследования, проведение опытов по изучению свойств снега, анализ результатов, обобщение.

Третий этап - проведение опытов для выяснения чистоты снега, анализ результатов, обобщение.

Четвертый этап - обобщение и систематизация результатов исследования, оформление текста исследования, разработка презентации.

Продуктом исследования являются опытные образцыдля детей младшего школьного возраста, которые докажут что снег нельзя есть ни в коем случае!

1.Теоретическая часть.

1.1. Что такое снег?

Я расспрашивал у всех:Для чего зимою снег?Почему он белый-белый,Кто его на небе сделал?

М. Корнеева

Каждое время года по-своему интересно и красиво. Но самое волшебное время года - зима. Зимой выпадает снег — и грязная унылая земля, как по волшебству, превращается в великолепный белый ковер. Значит, снег - это чудо природы.

Изучив различные источники (словари, Интернет), мы узнали значение слова «снег».

Так в толковом словаре Ожегова сказано:

Снег -это атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющие собою кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.

В Советском Энциклопедическом словаре говорится:

Снег - это твёрдые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 0 С.

Снег - это не просто замерзшая вода. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. (Кристаллы, из которых состоят снежинки, имеют определённую форму. Это или шестиконечная звезда, или тонкая пластинка, имеющая форму шестиугольника, т.к. основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника.) Следуя за воздушными течениями, они перемешаются в воздухе во всех направлениях. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться на землю.

2. Практическая часть.

2.1. Не секрет, что дети, и даже я, едят снег. Но можно ли это делать?

Мне с другом стало интересно, что думают об этом ученики в наших классах, оказалось, что ребята знают, что снег нельзя кушать, если он грязный, но если он выглядит белым и чистым, то его можно и попробовать.

Вывод: Учащиеся начальных классов знают, что снег есть нельзя, потому что он грязный (может заболеть живот) и потому что он холодный (может заболеть горло). Но ребята пробовали или могли бы попробовать съесть снег, если бы он выглядел чистым.

2.2.Исследование чистоты снега.

Мы решили проверить, можно ли есть снег, выпавший на землю (вместо воды, когда очень хочется пить)? Ведь он такой белый! Достаточно ли он чистый для этого? Где наиболее чистый снег?

Мы провели некоторые простые опыты, чтобы узнать чистоту снега.

Взяли пробы снега в семи разных местах:

Опытный образец № 1 «у дороги»

Опытный образец № 2 « во дворе дома»

Опытный образец № 3 « в парке»

Опытный образец № 4 « в лесу»

Опытный образец № 5 « у школы»

Опытный образец № 6 « у тротуара»

Опытный образец № 7 « из глубины»

Даже на первый взгляд снег отличался, хотя на участках № 2, № 3 и № 4 - снег был очень белый и чистый. Мы с другом занесли все взятые образцы в тепло и подождали, когда он растает. После этого через фильтр перелили снежную воду из чашек.

На фильтрах было видно, что снег с обочины дороги - самый грязный. Это видно даже невооруженным взглядом! При более тщательном рассмотрении, с использованием микроскопа, мы выявили, что данный снег содержит копоть от машин, песок, жирные пятна и другие вещества. Вся эта грязь попадает на снег с проезжей части от проезжающих мимо машин.

Самый чистый - снег из парка и леса, но и здесь на фильтре видны частицы грязи, хвоинки, мелкий мусор.

Снег у школы и во дворе тоже грязный. На поверхности чашки плавал даже какой-то жир, щепочки, шерсть животных. Здесь можно вспомнить про кошечек и собачек! (Но это уже совсем другая история.)

Вывод: Значит, раз талая вода грязная, то и снег грязный. Если снег содержит такие вещества, его, конечно, нельзя есть. Попробовав поесть такой снег, можно отравиться или получить опасную инфекцию.

Заключение.

Благодаря снегу мы играем в снежки, строим снежные городки, катаемся на лыжах, санках. Новогодние праздники просто немыслимы без снега. В ходе работы над этим проектом, мы поняли, что снег хранит еще много тайн. Мы провели наблюдения, сравнения и сделали выводы. Мы познакомились с удивительными свойствами снега и узнали что:

Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда.

Снег - накопитель загрязняющих веществ, поэтому нельзя есть снег и пить талую воду.

Результаты нашего исследования показали, что совершенно чистого снега нет. Лишь внешне снег кажется белым и чистым. На самом же деле он содержит грязные примеси. А это значит, что есть снег - опасно для нашего здоровья!

Таким образом,гипотеза:что снег есть нельзя, потому что он не так чист, как кажется - нашла своё подтверждение.

Практическая значимость работы.

Мы с моим другом усвоили для себя главное правило, что снег нельзя кушать ни в коем случае! Результаты исследования мы оформили в виде презентации и обязательно поделимся результатами своей работы с учениками нашего школы, а также мы познакомились с различными источниками информации, пополнили свои знания, приобрели полезный опыт исследовательской деятельности.

Перспектива: Эта тема была нам очень интересна. И мы хотели бы узнать, какую пользу приносит снег, как люди используют снег в своих целях.

Список источников.

Список литературы.

1. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля». « Издательство Росмэн- Пресс», А. Ю. Бирюкова. 2001 г.

2. «Всё обо всём» - М. 6 ЗАО «Планета детства», ООО « Издательство Астрель», АСТ, А. Брагин. 2001 г.

3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М., ООО «Издательство АСТ». В. А. Маркин. 2001 г.

4. Ефремова Т.И. Новый словарь русского языка.Толково-словообразовательный. -М.: Русский язык, 2000.

5. Мишина А.К. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. -М.:ЭКСМО-Пресс, 2002. -512 с.

6. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М. «Русский язык», 1981.

7. «Советский Энциклопедический словарь»./ Гл. ред. А.М. Прохоров.- М. «Советская энциклопедия», 1984

Интернет ресурсы.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%FB%F5%EB%EE%EF%ED%FB%E5_%E3%E

http://autonotes.info/vyhlopnye-gazy/

http://www.slideboom.com/presentations/780777/%

https://globallab.org/ru/project/cover/chist_li_belyi_sneg.html#.VwAETnoppqA

КГУ «Пригородная средняя школа»

Житикаринский район

Костанайская область

КГУ «Пригородная средняя школа

Год выполнения: 2015год

Аннотация ………………………………………………… 3

Введение ………………………….………………………. 4

Подготовка к исследованию

1. Сбор информации………………………………………. 6

1.2. Поиск информации в интернете

1.3. Встреча с медицинским работником школы

2. Проведение исследования ……………………………… 7

Описание опыта:

2.1. Забор снега из разных мест

2.2. Образцы растаявшего снега

2.3. Изучение экологической ситуации вокруг школы ….. 8

3. Заключительный этап ……………………………………. 9

Результаты исследовательской работы

4. Литература ………………………………………………… 10

Аннотация

Исследовательская работа посвящена актуальной теме – проблеме здоровья детей младшего школьного возраст, так как многие из них часто болеют ангиной , простудными заболеваниями. В этой работе изучена литература по теме, проведены наблюдения и опыты по исследованию загрязненности снега и экологической обстановки местности, даны ответы на вопрос «Почему снег есть нельзя?»

Исследовательская работа «Почему нельзя есть снег?»

Послушайте историю, которая привела нас к созданию исследовательской работы

Некоторые дети любят во время прогулки играть в игры, вырезать из снега фигуры пробовать снег на вкус. Во время игры взрослые часто предупреждают нас, что «кушать» снежные пирожки нельзя. Но я подумал: «А почему снег есть нельзя? Ведь мы же не едим его много». Но учитель рассказала нам, что снег не только холодный, но и грязный. Неужели снег такой грязный, ведь он кажется чистым? Я спросил у нее: «А вдруг снег, который выпал только сегодня, чистый, и его можно есть и ничего с тобой не случится. А вдруг?» Тогда учитель посмотрела на нас и сказала: «Очень хорошо, что у тебя возникли такие вопросы. А давайте мы все это выясним. Кто из вас хочет побыть в роли ученого, который все изучает и ищет ответы на интересующие вопросы?» Мне сразу же захотелось стать ученым.


Проблема. Все дети любят есть снег. Все взрослые в один голос твердят, что снег есть нельзя. Нужно выяснить, почему?

Цель исследования : выяснить, есть ли чистый снег, который был бы безопасен для здоровья человека.

Задачи исследования:

1. Собрать информацию о чистоте и безопасности снега из книг, журналов, интернета, встреч со специалистами.

2. Провести опыты для выяснения чистоты снега.

3. Изучить экологическую обстановку нашей местности, способную повлиять на чистоту снега.

Гипотеза: свежевыпавший снег чистый и безопасный для здоровья человека.

Исследовательский этап: с 10 февраля по 17 февраля 2015 года.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Наблюдения.

3. Проведение опытов.

4. Анализ полученных результатов.

1 этап. Сбор информации.

Цель: из разных источников собрать информацию о степени загрязненности снега.

1.1.Изучение детской научной литературы.

Мы начали с того, что вспомнили, как получается снег. В энциклопедии школьника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов. Мы предположили, что частички грязи и микробы могут спрятаться между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить!

1.2. Поиск информации в интернете.

В интернете мы посмотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться. Например, я узнал, что палочка Коха, из-за которой человек может даже умереть, может жить даже в снегу.

1.3. Встреча с медицинскими работниками.

Я встретился с медсестрой школы Дмитриевой Светланой Викторовной. Послушайте, что она рассказала. (ВИДЕО)

Выяснили: снег не только холодный, в нем еще много разных микробов и грязи.

2 этап. Экспериментальный.

Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный.

Описание опыта.

2.1 . Собрать образцы снега из разных мест на участке:

· Образец №1 - снег с поля.

· Образец №2 – снег около деревьев.

· Образец №3 – снег около дороги, по которой ездили автомобили.

· Образец №4 – свежевыпавший снег.

2.2 . Положить образцы снега в одноразовые стаканчики, пронумеровав их. Когда снег растает, рассмотреть снежную воду.

В стаканчиках № 1, 2, 3 на дне виден осадок: частички грязи, песок, даже семена. Откуда они появились? Маленькие частички грязи прятались между снежинками. Когда снег растаял, грязь стала видна.

В стаканчике №4 со свежевыпавшим снегом вода чистая. Возможно, снег бывает чистый?

С помощью микроскопа на капельке образца №4 мы увидели мелкие частицы пыли и грязи, которых сначала не было видно.

объяснила, что это могут быть мелкие частицы дыма и газа, которые прилипают к снежинкам в воздухе. Откуда же в воздухе столько грязи?

2.3. Изучение экологической ситуации вокруг школы.

Недалеко от школы находится автомобильная дорога. Там ездит много машин, выхлопные газы которых попадают в воздух. Также недалеко от нас есть карьеры, фабрики по добыче и обработке асбеста и золота. Около школы работает котельная. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.

Вывод: все образцы снега грязные, то есть чистого снега не бывает.

3 этап. Результаты исследовательской работы. Опровержение гипотезы.

В результате проведенных опытов и наблюдений мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой бывает чистый снег. В ходе исследовательской работы мы изучили образцы снега из тех мест, где дети могут взять его в рот. В каждом образце в разном количестве были обнаружены частицы грязи и дыма. Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть. Если на улице захочется пить, не нужно лениться. Надо зайти в дом и попить чистой воды. А если ты увидишь, что малыши пытаются есть снег, нужно им рассказать – чистого снега не бывает. Теперь мы это точно знаем.

Литература:

1. Энциклопедия дошкольника. М., Росмэн, 2007.

2. Живой мир. Энциклопедия. М., Росмэн, 2000.

3. Наука. Энциклопедия. М., Росмэн, 2004.

4. www. bestforkids. ru Все лучшее детям.